Лингвистический энциклопедический словарь

Хами́тские языки́ —

термин, использовавшийся в языкознании с середины 19 в. для общего обозначения языков, обнару­жи­ва­ю­щих определённое сходство с семитскими языками, но не вклю­ча­е­мых в их число. К Х. я. относили, как правило, древнеегипетский язык, кушитские языки, берберские языки (современное назва­ние — берберо-ливийские языки), а также хауса и родственные ему чадские языки. Х. я. вместе с семитскими объединяли в семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков. Вопросы о составе группы Х. я. и о природе семито-хамитской общности (генетическое единство, различные концепции в духе теории «смешанных языков») по-разному трактовались в работах К. Р. Лепсиуса, Ф. Мюллера, Ф. Преториуса, Ж. Э. Ренана, К. Лотнера, Л. Райниша, К. Броккельмана, Д. Вестермана, А. Эрмана, А. Тромбетти, О. Рёслера и других учёных. Наиболее широко хамитское единство трактовалось в работах К. Майнхофа и его после­до­ва­те­лей, которые на основании типо­ло­ги­че­ских критериев, подкреп­лён­ных этно­куль­тур­ны­ми и антро­по­ло­ги­че­ски­ми аргументами, ошибочно относи­ли к Х. я. многие языки Африки, в т. ч. ряд нилотских языков, язык фула, готтентотские языки и др. Эта концепция известна в африканистике как «хамитская теория». Термин «хамитский» исполь­зо­вал­ся в составных наименованиях: чадо-хамит­ские языки (совре­мен­ное назва­ние — чадские языки), нило-хамит­ские языки (совре­мен­ное назва­ние — нилотские языки).

Дальнейшие исследования (М. Коэн, Дж. Х. Гринберг) показали отсутствие особого хамит­ско­го единства в рамках семито-хамитской семьи, противо­по­став­лен­но­го семитским языкам. Языки, ранее включав­ши­е­ся в число хамитских, представ­ля­ют, наравне с семит­ски­ми языками, ряд само­сто­я­тель­ных групп в составе семьи так называемых семито-хамитских языков, по современной термино­ло­гии — афразийских языков. Термин «Х. я.» более не употребляется.

В. Я. Порхомовский.