1) принцип построения высказывания, при котором какая-то его часть получает самостоятельную коммуникативную значимость и в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению. Например: «Ефремова жена слыла бабой неглупой — и недаром» (И. С. Тургенев); «Я завтра вас увижу! — И не здесь, И не украдкою!» (А. С. Пушкин). В русском языке приём присоединения использует средства союзной — сочинительной или подчинительной — связи или осуществляется бессоюзно, при помощи интонации и паузы. Среди сочинительных союзов некоторые выполняют преимущественно присоединительные функции («и то», «да и», «да и то» и др.), например: «Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах» (А. П. Чехов), «Об Асе он вспоминал редко, и то вскользь» (Тургенев), — что даёт иногда повод постулировать присоединение как самостоятельный вид связи наравне с сочинением, подчинением и бессоюзием.
2) Приём сочетания смыслов, их неожиданного соположения и столкновения, приводящий к нарушению привычных словесных ассоциаций и резким экспрессивным разрывам и сдвигам внутри синтагмы или предложения. Например: «Она любила только зверя / В нём раздразнить — и укротить» (А. А. Блок). Присоединение обычно сопровождается экспрессивной паузой, намекающей на непредвиденное разрешение связи, её напряжённость и осложнение побочными смыслами, ассоциациями и оценками. Образованные на основе приёма присоединения конструкции называются «присоединительными», «сдвинутыми», «открытыми». По своим формальным признакам они могут быть союзными и бессоюзными, однако их специфика определяется не средствами связи, а самим фактом взаимного притяжения и переплетения разнородных и несоотносительных смысловых рядов и возникающей при этом экспрессией умолчания или недоговорённости; ср. обычные с точки зрения внешнего оформления присоединительные сцепления у Пушкина: «Красавицам внимательным и сонным», «Друг вымыслов игривых и печальных», «Свершитель ты проклятий и надежд». Как приём «изобразительной эллиптичности» (В. В. Виноградов) присоединительные конструкции особенно широко используются в поэтической речи.
И. Н. Кручинина.