Лингвистический энциклопедический словарь

Э́ллипсис

(от греч. ἔλλειψις — опущение, недостаток) — пропуск в речи или тексте подразумеваемой языко­вой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. В сфере предло­же­ния как эллипсис определяется: а) пропуск того или иного члена предложения, компонента высказывания, легко восстанавливаемого из контекста, причём смысловая ясность обычно обеспе­чи­ва­ет­ся смысло­вым и/или синтаксическим параллелизмом (так называемый контексту­аль­ный эллипсис) («Дан приказ ему на запад, / Ей — в другую сторону» — М. В. Исаковский); б) отсутствие какого-либо компонента выска­зы­ва­ния, легко восста­но­ви­мо­го из конкретной речевой ситуации [«Тане — 5, а Вале — 3» — о школьных оценках; Wir wollen morgen nach Berlin (fahren) ‘Мы хотим утром в Берлин (ехать)’ — вне ситуации смысл высказывания не однозначен]; в) нулевая связка («Моя мать — врач»). В сфере словосочетания как эллипсис определяется усечённое и служащее номинацией реалии словосочетание, структурная полнота и смысл которо­го восстанавливаются из конкретной ситуации или исторического контекста («1‑я Конная» — армия). В некоторых случаях на основе эллипсиса возникают новые лексические единицы, например франц. demande ‘предложе­ние’ < demande en mariage ‘предложение выйти замуж’.

Эллипсис обычно присущ разговорной речи, для которой характерны конструкции с «незаме­щён­ной» синтаксической позицией. Он обусловлен свойственной разговорной речи ситуа­тив­но­стью и нали­чи­ем вневербальных средств непосред­ствен­но­го речевого общения (жесты опреде­лён­ной семанти­ки). Эллипсис иногда вызван и структурной организацией текста («Дайте мне две пятёрки, а я вам десят­ку»); он широко используется в ораторской речи, в художественной литературе как стили­сти­че­ская фигура, придающая тексту динамичность, бо́льшую вырази­тель­ность, усили­ва­ю­щая его экспрес­сив­ность. Проблематика эллипсиса имеет широкий спектр осмысле­ний в аспектах компрессии речи и теории текста, требующих даль­ней­ших иссле­до­ва­ний.

Ю. А. Бельчиков.