разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение и выполняющая функции общения и воздействия. В качестве средства национального общения складывается в эпоху формирования наций, в донациональный период в функции Р. р. выступают диалекты, полудиалекты, городские койне и др. Как форма существования литературного языка Р. р. характеризуется основными его признаками (наддиалектностью, устойчивостью, нормативностью, многофункциональностью).
Р. р. — историческая категория. История Р. р. в разных национальных языках не зафиксирована источниками вследствие устной формы её существования. Основой её формирования служили наддиалектные образования и говоры регионов, игравших связующую роль при консолидации наций. Место Р. р. в составе литературных языков исторически изменчиво. Она может выступать в качестве устной формы литературного языка (например, в греческом литературном языке эпохи Гомера она была единственной его формой), может не входить в его состав (например, французский литературный язык 16—17 вв., современная чешская obecná čeština), может взаимодействовать с разговорным типом письменно-литературного языка, представленного в художественных произведениях, наиболее полно отражающих реальную народную речь (например, современная русская Р. р.), или представлять собой стиль литературного языка. Существуют региональные типы Р. р. Так, в современном русском литературном языке по целому ряду фонетических и отчасти лексических признаков можно выделить севернорусский и южнорусский региональные варианты литературной Р. р. Сходная картина наблюдается в современном немецком литературном языке. Р. р. не подвергается кодификации.
Определение характера отношения Р. р. того или иного национального литературного языка к литературному языку в целом или его разновидностям решается по-разному. Так, русскую Р. р. одни учёные (Е. А. Земская, Ю. М. Скребнев), исходя из её структурно-системных свойств, отделяют от кодифицированного литературного языка и рассматривают как противопоставленный ему самостоятельный феномен, другие рассматривают её в составе литературного языка как его разновидность (О. А. Лаптева, Б. М. Гаспаров) или особый стиль (О. Б. Сиротинина, Г. Г. Инфантова). Изучение социальной, локальной, возрастной, половой, профессиональной дифференциации Р. р., речевого поведения, особенностей порождения и восприятия речи входит в задачи социолингвистики и психолингвистики.
Общие свойства устной речи проявляются в специфических характеристиках Р. р.: неподготовленности, линейном характере, ведущем как к экономии, так и к избыточности речевых средств, непосредственном характере речевого акта. Р. р. существует в диалогической и монологической формах, форма речи влияет на выбор средств выражения.
Основная функция Р. р. — функция общения. Соответственно потребностям общения меняются темы Р. р.: от узкобытовых до производственных и отвлечённых. Признаки общей ситуации протекания речи связаны с предметной обстановкой речи и участниками коммуникативного акта. Выделяется 3 типа ситуаций общения: стереотипные городские диалоги незнакомых лиц; общение знакомых лиц в бытовой обстановке; общение знакомых и незнакомых лиц в производственной и социально-культурной сфере (ситуации непубличного общения и ситуации публичного общения).
Р. р. широко используется в художественной литературе. Её отражение носит национально обусловленный и исторический характер: чем более высокой является степень демократизации художественной литературы, тем большее воздействие оказывает Р. р. на язык художественной литературы. В художественном произведении Р. р. «олитературивается» (В. В. Виноградов), в нём в первую очередь используются те явления Р. р., которые связаны с её стилистической экспрессией, выразительностью и на фоне нейтральных и книжных средств литературного языка маркированы как элементы сниженной стилистической окраски. Те явления Р. р., которые связаны прежде всего с устным характером её осуществления, в язык художественной литературы попадают нечасто. Поэтому Р. р. в её естественном виде изучается не по художественным текстам, а по материалам магнитофонных и ручных записей подлинного звучащего текста или отдельных его особенностей.
В пределах каждого национального языка Р. р. располагает собственным набором языковых особенностей. Употребляются в ней также и общелитературные языковые средства. При передаче отвлечённой тематики возможно использование книжно-письменных средств. Универсальные особенности Р. р. связаны с устным характером её протекания: при убыстрённом темпе речи наблюдаются явления усиленной редукции безударных гласных (например, в русском языке), стяжение и выпадение звуков, упрощение групп согласных. Возникают явления описательной и сокращённой номинации, особенности в функционировании отдельных частей речи и образовании отдельных форм, расчленения синтаксического целого (парцелляция, присоединение, антиципация, добавление темы-уточнителя), прерванные структуры, вопросо-ответные единства, повторы, стяжения, перифразы.
О. А. Лаптева.