Лингвистический энциклопедический словарь

Андама́нские языки́ —

семья языков коренного населения Андаманских островов. Родственных связей с какими-либо други­ми языками не обнаруживают. Попытка Дж. Х. Гринберга объединить А. я. с папуасскими языками и тасманийскими языками в индо-тихоокеанскую макросемью основана на отдель­ных лексиче­ских совпаде­ни­ях и представ­ля­ет­ся мало­убе­ди­тель­ной. Число говорящих точно не установ­ле­но — от несколь­ких десятков до несколь­ких сотен чел.

А. я. классифицируются следующим образом: 1) язык онге, включающий 2 диалекта: собственно онге (остров Малый Андаман) и джерава (остров Норт-Сентинел и внутрен­ние районы островов Ратленд и Южный Андаман); 2) 2 группы диалектов: а) диалекты боджигнгиджи (племена беа, балава, боджигйаб, кол, джуваи, населя­ю­щие побережье островов Южный Андаман и Ратленд, остров Баратанг, архипелаг Ритчи, южную половину острова Средний Андаман); б) диалекты йерева (племена кеде, йере, табо, кора, чариар, населя­ю­щие северную половину острова Средний Андаман, остров Северный Андаман и соседние малые острова). Расхож­де­ния между А. я. сводятся в основном к лексиче­ским различи­ям; язык онге отлича­ет­ся от других А. я. и в структур­ном плане.

В фонологической системе А. я. имеются 3 серии смычных согласных (глухие, звонкие, носовые), объеди­ня­ю­щих­ся в 4 локаль­ных ряда (губные, передне-, средне- и задне­языч­ные). Из сонорных представ­ле­ны w, l, r (в беа — 2 типа r) и y. В языке онге фрикатив­ные отсут­ству­ют, в беа и, видимо, в некото­рых других диалектах имеется h. Вокализм относи­тель­но богат, но фоно­ло­ги­че­ский статус отдельных звукотипов не вполне ясен.

А. я. — языки агглютинативной структуры (см. Агглютинация); развита как префикса­ция, так и суффикса­ция. У имён категория числа отсут­ству­ет, у личных место­име­ний противо­по­став­ля­ют­ся един­ствен­ное и множе­ствен­ное число. Падежные отношения выражаются послелогами (или агглюти­на­тив­ны­ми суффиксами?), напри­мер: bīra ērem len āǰa karaiǰ-ŋa leb katik-re (дослов­но: ‘Бира джунгли в мёда собирания для пошёл’, т. е. ‘Бира пошёл в джунгли собирать мёд’). В беа и ряде других А. я. имеется более 10 классов притяжательных место­име­ний, ср. dīə abūlə ‘мой человек’, dōt čētə ‘моя голова’, dər ōdire ‘мой сын’, dəi īkyātə ‘моя жена’, əd īkyātə ‘мой муж’. В беа в глаголе морфо­ло­ги­че­ски (суффиксаль­но) выражается только время. Для знамена­тель­ных слов языка онге важней­шим являет­ся противо­по­став­ле­ние само­сто­я­тель­ных и зависи­мых сущностей. К послед­ним относятся слова, обозна­ча­ю­щие части целого, свойства, большин­ство действий; их существо­ва­ние не мыслится без какого-либо само­сто­я­тель­но­го носителя этой зависимой сущности. Такие слова обяза­тель­но имеют класси­фи­ци­ру­ю­щий осново­обра­зу­ю­щий префикс, которому предшест­ву­ет префикс, указыва­ю­щий носителя зависимой сущности (глаголы, кроме того, имеют временной суффикс): ön-o-tabe ‘чья-то голова’, g-u-ge ‘его нога’, m-a-laŋe ‘мой рот’, m-i-wana-be ‘я плачу’, on-a-yo-be ‘кто-то приходит’. Числительные как особый класс в А. я. отсут­ству­ют. Количе­ство обозна­ча­ет­ся понятиями «один», «два или несколько», «много» и т. п. Обычный порядок слов в А. я. SOV. Определение следует за опреде­ля­е­мым. Наиболее продуктив­ные способы слово­обра­зо­ва­ния — слово­сло­же­ние и аффикса­ция. Специфи­че­ским средством деривации в онге является перемена осново­обра­зу­ю­ще­го классификатора: m-i-daŋe ‘моя кость’, m-o-daŋe ‘мой череп’.

Все А. я. бесписьменные, хотя в 70‑х гг. 19 в. делались попытки перевода религиозной литературы на беа. Изуче­ни­ем А. я. занима­лись из практи­че­ских потреб­но­стей предста­ви­те­ли администра­ции и этнографы в конце 19 — начале 20 вв. В той или иной степени описаны лишь онге (А. Р. Браун) и беа. Иссле­до­ва­ни­ем А. я. занима­ет­ся антропо­ло­ги­че­ская служба Индии.

В. И. Беликов.