Лингвистический энциклопедический словарь

Антропони́мика

(от греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνυμα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропо­ни­мы — собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или иные именова­ния по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или группо­вые), криптонимы (скрываемые имена). Изучаются также антропонимы литературных произве­де­ний, имена героев в фольклоре, в мифах и сказках. Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литератур­ные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон — реестр личных имён. Совокупность антропонимов называется антропо­ни­ми­ей.

Антропоним, особенно личное имя, отличается от многих других имён собственных (онимов) характе­ром индиви­ду­а­ли­за­ции объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. Реестр имён ограничен. Имена личные повторяются, что застав­ля­ет давать дополнительные именования.

Официальное именование человека в развитом обществе имеет свою формулу имени: опреде­лён­ный порядок следования антропонимов и имён нарицательных (этнонимов, названий родства, специальности, рода занятий, званий, титулов, чинов и т. п.). Постоянная формула имени была известна ещё в античном Риме: praenomen (личное имя) + nomen (родовое имя) + cognomen (прозвище, позднее фамильное имя) + (иногда) agnomen (добавочное прозвище), например Publius Cornelius Scipio Africanus major. В Индии эта формула складывается из трёх (реже более) компонен­тов: 1‑й — в зависимости от гороскопа, 2‑й — показатель пола или принадлежности к религиозной секте, 3‑й — название касты или вместо него псевдоним; напри­мер, имя Рабиндранат Тагор имеет следующие компоненты: Рабиндра (Бог Солнца), Натх (муж), Тхакур (каста земле­вла­дель­цев). Форма именования человека зависит от речевого этикета.

Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику челове­че­ских качеств, связь лица с отцом, родом, семьёй, информацию о национальности, роде занятий, происхож­де­нии из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи — номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имён, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием (см. Табу) и др. Специально изучаются особен­но­сти имён в эпоху социализма в силу введения в идеологию общества новых понятий, которые дали основу новым именам.

Предметом теоретической антропонимики являются закономерности возникновения и разви­тия антропонимов, их структу­ра, антропонимная система, модели антропонимов, исторические пласты в антропонимии того или иного этноса, взаимо­дей­ствие языков в антропонимии, универсалии. Теоретическая антропонимика применяет те же методы иссле­до­ва­ния, что и другие разделы ономастики (учитыва­ют­ся особые условия, мотивы и обстоя­тель­ства именования людей — социаль­ные условия, обычаи, влияния моды, религии и т. д.).

Прикладная антропонимика изучает проблемы нормы в именах, способы передачи одного имени в разных языках; способ­ству­ет созданию антропонимических словарей. Антропонимист помогает в работе органов загса, в выборе имён, в разре­ше­нии некоторых спорных юриди­че­ских вопросов именования человека. Антропонимика тесно связана с историей, этнографией, географией, антропо­ло­ги­ей, генеалогией, агиографией, юриспруденцией, литературо­ве­де­ни­ем, фольклористикой, культуро­ло­ги­ей. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60—70‑х гг. 20 в., однако целый ряд проблем рассматривается комплекс­но. До 60‑х гг. 20 в. вместо термина «антропонимика» многими исследователями использовался термин «ономасти­ка».

Н. В. Подольская.