(от метод и греч. λόγος — слово, учение) в языкознании — учение о принципах исследования в науке о языке. Языковеды-марксисты исходят из того, что методология включает в себя три уровня: общую философскую методологию, принципы и законы материалистической диалектики которой определяют ориентацию, направление и принципы исследований в науке, опирающейся на эту философию; общенаучную методологию, включающую методы и принципы, применяемые в группах наук; частную методологию, включающую методы данной науки (см. Метод в языкознании).
Методология определяет подход к объекту языкознания, взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингвистического исследования. Тесно связанная с лингвистической теорией, она в значительной степени обусловливает научные результаты исследования.
Различия в философских позициях исследователей привели к значительному разнообразию методологических направлений в языкознании, которое усложняется эклектическим смешением в ряде концепций (например, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч. противоположных, философских установок. Методологические расхождения в языкознании, особенно в области частной методологии, до некоторой степени зависят и от различий в структуре, уровне развития и степени изученности языков. Понимание самого термина «методология» в марксистском языкознании отличается от его понимания в ряде других направлений, в которых этот термин (англ. methodology, франц. méthodologie) чаще употребляется лишь в смысле совокупности частных методов и приёмов изучения языка.
Исходным методологическим принципом диалектико-материалистического языкознания является положение о том, что язык представляет собой один из видов общественной деятельности, неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим общением. Звуковой язык (как и его письменная фиксация) имеет материальную природу, существует объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание играет ведущую роль в языковой деятельности и может определённым образом воздействовать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от абстрактной (идеальной) системы языка, создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые извлекаются из текстов (результатов речевой деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи методов реконструкции. Такой подход к пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде всего от идеалистического понимания языка — как проявления «духа» народа (см. Гумбольдтианство), как явления в основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя, Н. Хомского).
Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере языка составляет связь материальной природы языка и его идеальной, знаковой, функции. При этом под идеальным в марксистском языкознании понимается отражение фактов объективной действительности в сознании человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова, Знак языковой, Знаковые теории языка). Диалектико-материалистическое понимание значения как общественно осознаваемого отношения знака к обозначаемому отличается от свойственного ряду направлений отождествления значения с обозначаемым (объектом действительности или его отражением в сознании) и от включения отождествляемых со значениями отражений действительности (понятий, представлений и т. д.) в состав самого знака в качестве его внутренней сущности или одной из двух его якобы соотносительных сторон — наряду с его акустической стороной.
Определяющее значение для методологии языкознания имеют принципы и законы материалистической диалектики — законы перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, принципы всеобщей связи явлений, причинности, историзма, категории количества и качества, общего, частного и отдельного, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и свободы, необходимости и случайности, истины, практики и др. Они определяют важность изучения языка в его взаимоотношениях с другими видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутренней взаимосвязи различных структурных уровней и элементов языка, психологической и физиологической сторон речевой деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке рассматриваются как результаты противоречий между достигнутым в прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также между состоянием, характером и функциями различных уровней и элементов внутренней системы языка (см. Законы развития языка, Система языковая).
Логика научного познания может выполнять роль источника методологических принципов языкознания, главным образом в применении к проблемам построения предмета языкознания, логического упорядочения системы лингвистических понятий, соотношения и условий применения в лингвистических исследованиях различных так называемых общенаучных методов, изучения путей и закономерностей развития лингвистического знания и др. В языкознании могут применяться и методы других частных наук (социологии, психологии, математики, кибернетики). С другой стороны, некоторые методы, ставшие впоследствии общенаучными (сравнительно-исторические, структурные), были детально разработаны вначале на почве языкознания.
С точки зрения марксистской философии роль и значение для языкознания методологических принципов, разрабатываемых в логике научного познания на основе обобщения результатов частных наук, могут быть определены только в рамках общей диалектико-материалистической методологии. Прямо противоположную позицию в этом отношении занимают различные позитивистские направления в языкознании, отрицающие научное и методологическое значение философии и ограничивающие методологию в языкознании односторонним рассмотрением конкретных вопросов совершенствования и развития предмета языкознания и приёмов лингвистического исследования. На роль общей методологии в позитивистском языкознании на различных этапах обычно выдвигается какой-либо один из общенаучных специальных методов (сравнительно-исторический, структурный, метод формализации и т. п.), научная значимость которых абсолютизируется.
Как аспект лингвистической теории методология языкознания развивается и в рамках науки о языке. При этом в методологических целях используются результаты теоретической разработки самого языкознания. В частности, к сфере методологии принадлежит основывающееся на собственно лингвистических данных определение целей, перспектив и границ специальных направлений изучения языка (например, различных видов типологии языков). Методологическое значение имеют и принципы применения к исследованию языка частнонаучных лингвистических методов типа глоттохронологического, диалектографического и др. Сами по себе такие методы, как и принципы их применения, с определёнными философскими направлениями связаны лишь опосредованно. Сочетание методологических выводов, формирующихся на основе самого языкознания, и методологических требований логики научного познания с общими методологическими принципами диалектического материализма образует единую целостную методологию марксистского языкознания.
А. С. Мельничук.