одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введённое в советской психолингвистической школе А. А. Леонтьевым и восходящее к идее Л. В. Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений». Существует две основные точки зрения на природу Я. с.: согласно одной из них, Я. с. заложена биологически и развивается по мере развития ребёнка (в основном американская психолингвистика), и напротив, согласно другой — Я. с. есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения (позиция советской психолингвистики, опирающаяся на многочисленные экспериментальные исследования и марксистско-ленинскую методологию).
В Я. с. различаются элементы и уровни. Элементы — это отражённые и обобщенные сознанием элементы системы языка. Отражением семантических отношений в языке служат прескрипторные правила (т. е. правила, предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы Я. с. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психолингвистический характер. Уровни Я. с. — связанные прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни Я. с. соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, лексический, грамматический уровни, в т. ч. словообразовательный подуровень, синтаксический уровень. При изучении строения и функционирования Я. с. исследуется способ репрезентации системы языка в Я. с., прескрипторные правила выбора элементов, устройство уровней Я. с., что даёт возможность полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в речевом общении.
А. М. Шахнарович.