намеренное построение художественного повествования в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами, присущими определённой социальной среде, исторической эпохе, литературному направлению, жанру, индивидуальной манере писателя, которые избираются автором как объект имитации.
В зависимости от объекта можно выделить стилизацию, ориентированную на фольклор («Песня про царя Ивана Васильевича...» М. Ю. Лермонтова), народно-разговорную речь («Левша» Н. С. Лескова), обобщённо воспринятый стиль литературного направления или стиль определённого автора, обычно отдалённый во времени; последний тип чаще всего использовался для литературных мистификаций (подделка окончания пушкинской «Русалки», опубликованной в 1897 Д. П. Зуевым, и т. п.).
Стилизация используется в различных идейно-эстетических целях (историческое повествование, воспроизведение жизни определённых социальных слоев, пародия, сатира). Стилизация народно-разговорной речи обычно объединяется с ориентацией на фольклорные жанры (такой вариант стилизации служит композиционно-речевой основой так называемой орнаментальной прозы — А. Неверов, А. Ремизов, Б. Шергин). Стилизация актуализирует определённые языковые элементы и приёмы, в зависимости от задач повествования (например, при исторической стилизации актуализированными обычно оказываются лексико-семантические и фразеологические архаизмы; см. Устаревшие слова); стилизация жанровая выдвигает на первый план принципы композиционно-речевой структуры, основные особенности синтаксической организации имитируемых текстов: в рамках стилизации социально-речевой актуализуются прежде всего фонетические, лексико-фразеологические и синтаксические особенности речи воспроизводимой социальной среды. Вариантом стилизации является пародия, нарочито, гипертрофированно выделяющая черты «прототипного» стиля, который таким образом становится объектом юмористического или сатирического истолкования.
Ю. А. Бельчиков.