Лингвистический энциклопедический словарь

Ленингра́дская фонологи́ческая шко́ла —

научное направление в исследовании звукового уровня языка. Основоположник — Л. В. Щерба (после­до­ва­тель И. А. Бодуэна де Куртенэ), его ученики — С. И. Бернштейн, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. В 1912 Щерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой последовательности на фонемы морфологическим членением (в словах «бы‑л», «засну‑л», «он‑а», «был‑а» конечные фонемы отделяются благодаря возмож­но­сти провести перед ними морфологическую границу), а возмож­ность разбить каждое слово на фонемы определяется именно такой потенциально существующей связью между морфемой и фонемой; языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы («одет — одеть» и т. д.).

Основной принцип подхода Л. ф. ш. к звуковым единицам — стремление связать лингви­сти­че­скую (социальную) природу фонемы с её ролью в речевой деятельности человека. Фонема, будучи минимальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии фонема — морфема — слово — синтагма, в то же время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значи­мых единиц языка. Именно таким пониманием фонемы определяется принципиальный интерес к материальным свойствам звуковых единиц, к исследованиям в области экспериментальной фонетики, к разработке новых методов анализа речи.

Для Л. ф. ш. характерно утверждение, что система фонем того или иного языка — не просто резуль­тат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспе­чи­ва­ю­щая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения. Отсюда понятен интерес к тем функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при исследовании речевой деятельности и языкового материала: подробное фонетическое описание различных фоно­ло­ги­че­ских систем, идея важности «звукового облика слова», интерес к разным стилям речи, разработка теории слога, теории интонации и т. д. Учёт фонетических характеристик — при постулировании их подчинённости функциональным свойствам — предполагает наличие достаточно сложных правил, регули­ру­ю­щих отношения между теми и другими. Например, фонемный состав слова определяется на основе знаний о составе фонем языка и правил их дистрибуции: разные аллофоны одной фонемы невозможны в одной и той же фонетической позиции, тогда как один и тот же аллофон не может встречаться в разных позициях. Изменения звукового облика слова или морфемы трактуются или как аллофонические изменения (с[а]д — с’[ǽ]ду), или как чередования фонем (са/t/ — са́/d/а), т. е. фонемный состав слов типа «рок», «рог» или «коз», «кос» одинаков, и в этом случае можно говорить о неразличении морфем, но не фонем (см. Московская фонологическая школа).

Во 2‑й половине 20 в. в рамках Л. ф. ш. детально разрабатываются такие проблемы, как процедура сегментации и отождествления аллофонов («оттенков») одной фонемы, определение фонемного состава слова, фонологическая интерпретация звуковых явлений в языках слогового строя, лингвистический статус и фонетические корреляты различительных признаков фонемы и др.

Актуальность идей Л. ф. ш. определяется сущностью основных направлений: углублён­ное иссле­до­ва­ние фонетических характеристик языков с различными звуковыми системами, позволя­ю­щее раскрыть общие закономерности использования материальных средств в естественном языке; иссле­до­ва­ние фонетики и фонологии спонтанной речи, в которой отсут­ству­ют условия для реализации «идеаль­но­го фонетического облика слова»; изучение интонационных средств языка как в связи с их особой ролью для передачи значения, так и в связи с тем влиянием, которое интонация оказывает на сегментные единицы; анализ тех фактов речевого поведения человека, который дал бы представление о механизмах, позволяющих ему пользоваться объективно вариативными речевыми сигналами как некими инвариантными языковыми единицами.

Большое значение в развитии идей Л. ф. ш. имеют прикладные аспекты исследования речи — анализ лингвистической природы звуковых нарушений при афазиях, заикании, тугоухости; создание лингви­сти­че­ских правил, обеспечивающих автоматический анализ и синтез речи; исследование статистических характеристик звуковых единиц, необходимое для создания испытательных тестов в технике связи, медицине; разработка методики преподавания неродного (в т. ч. русского) языка.

Л. В. Бондарко.