мёртвый язык народа, населявшего древнее государство Элам и южную часть Иранского нагорья в 3—1‑м тыс. до н. э. Установлено родство с дравидийскими языками, причём современный язык брахуи занимает промежуточное положение между Э. я. и основной группой дравидийских языков. Первые памятники Э. я. — хозяйственные документы храмов — относятся к древнеэламскому периоду (около 30—24 вв. до н. э.). Они записаны так называемым протоэламским рисуночным словесно-слоговым письмом (не дешифровано). В конце этого периода для Э. я. стали применять линейный слоговой вариант протоэламского письма и аккадскую клинопись; сохранился договор эламского царя с аккадским царём Нарамсином (23 в. до н. э.). В среднеэламский период (14—12 вв. до н. э.) тексты памятников написаны клинописью, есть несколько аккадско-эламских билингв. К новоэламскому периоду (8—6 вв. до н. э.) относятся главным образом царские надписи, хозяйственные документы. В Урарту найден литературный текст на Э. я. (8 в. до н. э.).
Типологически Э. я. относится к агглютинативным языкам. Противопоставляются категории одушевлённости — неодушевлённости, предикаты действия — предикаты состояния (они же — именные), совершенный и несовершенный виды. Субъектно-объектные отношения не отражены в падежной системе; согласование осуществляется путём переноса показателей одушевлённого и неодушевлённого класса или лица.
В персидской державе 6—4 вв. до н. э. (государстве Ахеменидов) Э. я. был официальным (только на территории Ирана); наиболее обширные его памятники относятся к этому времени. Однако он уже подвергся сильному влиянию древнеперсидского языка в области лексики, многочисленных кальках, синтаксисе, стиле и т. д. Есть предположение, что Э. я. сохранился до раннего средневековья.
И. М. Дьяконов.