(брауи, брагуи) — один из дравидийских языков. Распространён в Пакистане (провинции Белуджистан и Синд), Южном Афганистане и Восточном Иране. Число говорящих свыше 800 тыс. чел. Различаются 2 основных диалекта — джхальванский (севернее Калата) и сараванский (южнее Калата). Строй современного брахуи определяется сочетаниями типологически разнородных элементов: а) общедравидийских — пятичленная модель вокализма, ретрофлексные согласные, включая носовые и вибранты; суффиксальная агглютинация как основное средство формо- и словообразования; общедравидийская система частей речи и грамматических категорий, категория притяжательности в классе имён, отрицательное спряжение глагола, трёхплановое членение указательных местоимений; структура предикативной и атрибутивной синтагмы; б) инноваций, общих для брахуи и отдельных дравидийских языков (курукх, малто, гонди, тода и др.), — противопоставление глухих и звонких смычных, смычных и щелевых велярных, глухие латеральные, несколько рядов сибилянтов, гортанная смычка; отсутствие категории рода, дифференциация имён существительных и прилагательных по определённости/неопределённости, отсутствие инклюзивных местоимений; морфологический способ образования непереходно-пассивных глаголов, личные формы сослагательного наклонения; в) ареальных и заимствованных — назализованные гласные; местоименные энклитики; синтетическая форма степеней сравнения прилагательных, аналитические формы в парадигме имён и глаголов, подчинительные и сочинительные союзы в составе служебных слов. Ареальное — иранское (белуджи, пушту, фарси) и индоарийское (синдхи, лахнда) — влияние особенно сильно проявляется в синтаксисе (отсутствие самостоятельных причастных и деепричастных оборотов, употребление послелогов в «изафетной конструкции»), а также в лексическом составе брахуи, где, наряду с заимствованиями из иранских и индоарийских языков, имеется значительный процент арабской лексики.
Письменность на основе арабской графики. Литературные произведения известны со 2‑й половины 18 в. (трактат Малик-Дада Гхаршина «Тохфат-уль-аджаиб»).
Н. В. Гуров.