смешанное идеографически-силлабическое письмо, в котором сочетаются иероглифы [кандзи 漢字] и слоговые знаки (так называемая кана 仮名). Используется для записи текстов на японском языке.
Отдельные случаи использования заимствованных китайских иероглифов в Японии фиксируются с 5 в. (по другим данным, с 4 в.), но древнейшие письменные памятники, записанные иероглифами, относятся к началу 8 в. («Кодзики» 古事記, 712; «Нихон-сёки» 日本書紀, 720). Иероглифы использовались, однако, и для фонетической записи собственных имён и обрядовых формул. Вместе с иероглифом заимствовалось и его китайское чтение (он 音), подвергавшееся фонетическим изменениям; в то же время иероглифы получали и подходящее по смыслу японское чтение (кун 訓). Таким образом, обычно один иероглиф используется для записи нескольких, как правило, сходных по смыслу лексем или морфем. Некоторое число иероглифов изобретено в Японии, они имеют лишь чтение кун. Фонетическое использование иероглифов открыло путь к созданию национального письма. В памятнике 8 в. «Манъёсю» 万葉集 некоторые иероглифы использовались как слоговые знаки (так называемая манъёгана 万葉仮名). Изменения графического облика иероглифов, используемых фонетически, привели к появлению с 9 в. различных систем каны. Из них получили распространение две — катакана 片仮名 и хирагана 平仮名 (известны с 10 в.), постепенно вытеснившие все остальные. Катакана происходит из сокращённых иероглифов в уставном написании, хирагана — из полных скорописных иероглифов. Обе азбуки различаются графически, но их знаки по смыслу эквивалентны.
Первоначально кана была только слоговым письмом, но вследствие изменений в слоговой структуре языка одним знаком пишутся лишь слоги типа «непалатализованный согласный + гласный», слоги иной структуры пишутся двумя или тремя знаками. В Японии сосуществовали разные системы письма от чисто иероглифического (камбун 漢文; им до 19 в. писали деловые документы и большинство научных трудов) до чистой каны; однако наибольшее распространение получил и с 19 в. стал общепринятым способ смешанного письма, при котором основы знаменательных слов пишутся иероглифами, а служебные слова и аффиксы — хираганой; новые заимствования, как правило, пишутся только катаканой. Этот принцип был нарушен с 1946, когда наряду с реформой орфографии каны было рекомендовано использовать лишь 1850 наиболее употребительных иероглифов (ныне их число увеличено до 1945); количество реально используемых иероглифов несколько больше рекомендованного. Направление письма сверху вниз и справа налево, встречается и горизонтальное написание. С 19 в. существуют системы японской латиницы, но они мало распространены.
な | на | ナ | た | та | タ | さ | са | サ | か | ка | カ | あ | а | ア | |||
に | ни | ニ | ち | ти | チ | し | си | シ | き | ки | キ | い | и | イ | |||
ぬ | ну | ヌ | つ | цу | ツ | す | су | ス | く | ку | ク | う | у | ウ | |||
ね | нэ | ネ | て | тэ | テ | せ | сэ | セ | け | кэ | ケ | え | э | エ | |||
の | но | ノ | と | то | ト | そ | со | ソ | こ | ко | コ | お | о | オ | |||
ん | н | ン | わ | ва | ワ | ら | ра | ラ | や | я | ヤ | ま | ма | マ | は | ха | ハ |
— | り | ри | リ | — | み | ми | ミ | ひ | хи | ヒ | |||||||
— | る | ру | ル | ゆ | ю | ユ | む | му | ム | ふ | фу | フ | |||||
— | れ | рэ | レ | — | め | мэ | メ | へ | хэ | ヘ | |||||||
を | о | ヲ | ろ | ро | ロ | よ | ё (йо) |
ヨ | も | мо | モ | ほ | хо | ホ | |||
ぱ | па | パ | ば | ба | バ | だ | да | ダ | ざ | дза | ザ | が | га | ガ | |||
ぴ | пи | ピ | び | би | ビ | ぢ | дзи | ヂ | じ | дзи | ジ | ぎ | ги | ギ | |||
ぷ | пу | プ | ぶ | бу | ブ | づ | дзу | ヅ | ず | дзу | ズ | ぐ | гу | グ | |||
ぺ | пэ | ペ | べ | бэ | ベ | で | дэ | デ | ぜ | дзэ | ゼ | げ | гэ | ゲ | |||
ぽ | по | ポ | ぼ | бо | ボ | ど | до | ド | ぞ | дзо | ゾ | ご | го | ゴ |
В. М. Алпатов.