Лингвистический энциклопедический словарь

Лати́нское письмо́ —

буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большин­ства народов Западной Европы (в СССР используется для литовского, латышского, эстонского языков). Название происходит от племени латинов (см. Латин­ский язык). Восхо­дит к греческому алфавиту (см. Греческое письмо).

Древнейшие известные науке латинские надписи датируются 7 в. до н. э. (надпись на серебря­ном сосуде из Пренесте и др.).

Согласно античной исторической традиции, искусство письма было принесено в Лаций во 2‑й половине 2‑го тыс. до н. э. греками с Пелопоннеса, которые поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима. Следов этого письма в Италии не обнару­же­но, а в Греции тогда употреб­ля­лось слоговое линейное письмо.

В 18 в. возникла гипотеза этрусского происхождения латинского письма. В 19 в. было выдвинуто предположение, что латинское письмо происходит из г. Кумы (близ Неаполя), с 8 в. до н. э. крупней­ше­го из греческих городов Италии. Однако современные архео­ло­ги­че­ские данные свиде­тель­ству­ют о том, что постоянные контакты между Грецией и Италией существовали уже во 2‑м тыс. до н. э., и греческое алфавитное письмо, возникшее предположительно на рубеже 9—8 вв. до н. э., могло попасть в Лаций не только через Кумы (например, рядом с Римом находил­ся г. Габии, где господ­ство­ва­ла греческая культура и где, как гласит античная традиция, будущих основателей Рима Ромула и Рема обучили грамоте). Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно, без резких изменений, и лишь постепенно, в 4—3 вв. до н. э., сложился собственно латинский алфавит (см. рис. 1).

Latin1

Рис. 1. Архаический латинский алфавит.

Latin2

Рис. 2. Классический античный латинский алфавит

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо, а надпись Форума сделана вертикальным бустрофедоном. С 4 в. до н. э. прочно установилось направ­ле­ние письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Деление на прописные и строчные буквы отсутствовало. Слова отделялись друг от друга, как правило, словоразделительными знаками, стоявшими на уровне середины букв.

В латинском письме большинство западногреческих букв сохранило своё исконное значение и начертание. Латинская буква C представляет собой архаическое начертание греческой гаммы (в таком значении она сохранилась в традиционном сокращении римских личных имён Гай и Гней — C, Cn); в 4—3 вв. до н. э. начертание буквы K постепенно трансформировалось в начертание C и таким образом совпало с начертанием древней гаммы, в латинском письме буква C стала передавать звук «к», а с позднеантичного времени — звук «ц» перед «э», «и». Дигамма F, передававшая в архаическом греческом письме звук «в», в латинском письме использовалась для звука «ф». Дзета Z была официально упразднена из латинского письма цензором 312 до н. э. Аппием Клавдием, поскольку вышла из употребления в связи с изменением интервокального «з» в «р». Буква H («эта»), передававшая в западногреческом письме придыхание, сохранилась в латинском письме в этом же значении. Буква K («каппа»), имеющая в надписи на стеле Форума разомкнутое начертание, постепенно приобрела форму C, совпавшую с третьей буквой алфавита, передававшей звук «г». В надписях 4—3 вв. до н. э. начертание C служит одновременно обозначением звуков «к» и «г» (но начертание K никогда не имеет значения «г»). Чтобы избежать смешения этих звуков при письме, к древней гамме C добавили вертикальный штрих внизу — так получилось латинское G; около 234 до н. э. Спурий Карвилий официально ввёл букву G в алфавит, поставив её на место ранее упразднённой дзеты. Начертание C стало служить знаком для «к», а архаическое начертание K почти вышло из употребления, сохраняясь преимущественно в написании слова Kalendae и в сокращении личного имени Kaeso — K. От коппы (Ϙ) происходит латинская буква Q. Из греческого ипсилона (Υ) получилась латинская буква V. Буква X («хи»), служившая в западногреческом письме знаком для «кс», сохранила это значение. Буквы Θ («тета»), Φ («фи») и Ψ («пси») использовались в латинском письме как цифровые знаки для 100, 1000 и 50.

С 1 в. до н. э. буквы Y и Z римляне стали употреблять для написания слов греческого проис­хож­де­ния.

Римский император Клавдий (41—54) изобрёл и ввёл в алфавит буквы Ⅎ (звук «в»), ↄ («пс», или «бс»), Ⱶ (звук типа немецкого ü); эта реформа, стремившаяся приблизить написание к произ­но­ше­нию, успеха не имела, и после смерти Клавдия эти буквы не употреблялись. Классический античный латинский алфавит см. на рис. 2.

В течение многих веков латинское письмо развивалось стихийно и плавно, имея широкое употребление в римском обществе, грамотность в котором никогда не была привилегией каких-либо социальных слоев. К концу 2 — началу 1 вв. до н. э. сформи­ро­ва­лась своего рода каллиграфическая вершина эпиграфического письма для надписей особенно важного содержания (т. н. монументальное, или квадратное, или лапидарное, письмо; см. рис. 3). Его противо­по­лож­но­стью является курсивное, т. е. беглое, повседневное письмо, в котором максимально проявляется индивидуальный почерк человека. Иногда выделяют как особый вид актуарное письмо (письмо документов). В 3 в. в Северной Африке сложилось эпиграфическое унциальное письмо (т. е. «крючковатое»; см. рис. 4). Античное эпиграфическое латинское письмо всегда было маюскульным (см. Маюскульное письмо).

Latin3

Рис. 3. Надпись 113 г. на цоколе колонны Траяна в Риме.

Latin4

Рис. 4. Унциальная надпись 3 в. из г. Тимгад (Алжир).

Латинское письмо продолжало развиваться в средние века, отличаясь большим разнообразием форм. Начертание W появилось в 11 в. Буквы J и U введены в латинское письмо в 16 в. В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания и диакритические знаки.

В национальных системах письма, имеющих в основе латинское письмо, его приспособ­ле­ние к соответ­ству­ю­щим фонетическим системам осуществлялось главным образом за счёт введения диакритических знаков (во французском, польском, литовском и других языках). Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господ­ству­ю­щим (см. рис. 5).

Латинский алфавит
ПрописныеСтрочные НазванияПроизношение
Aaа[а]
Bbбе[б]
Ccце[ц] и [к]
Ddде[д]
Eeэ[э]
Ffэф[ф]
Ggге[г]
Hhха[х]
Iiи[и]
Jjйот[й]
Kkка[к]
Llэль[л]
Mmэм[м]
Nnэн[н]
Ooо[о]
Ppпе[п]
Qqку[к]
Rrэр[р]
Ssэс[с]
Ttте[т]
Uuу[у]
Vvве[в]
Xxикс[кс]
Yyипсилон[и]
Zzзета[з]

Рис. 5.

Е. В. Фёдорова.

Рукописное латинское письмо в античности сначала отличалось большой близостью к эпиграфи­че­ско­му. После­до­ва­тель­ным маюскульным характером обладают разно­вид­но­сти капитального письма: рустичная (букв. — грубая; 1—8 вв.) — из значительно свободных по форме букв, и квадратная (4 в.) — из каллиграфических. Широкое использование для письма пергамена привело к выработке со 2 в. унциала (до 8 в.), в котором развивается округлость форм.

Среди шрифтов, появившихся в средневековье, маюскульный характер имеет круглая разно­вид­ность островного письма, т. е. письма Ирландии и англосаксонских государств. После посте­пен­но­го вытес­не­ния с 3 в. маюскула минускулом (см. Минускульное письмо) капитальное письмо закрепляется как совокупность форм, используемых до настоящего времени преиму­ще­ствен­но для заглавий. Первыми видами минускула были чёткий по формам полуунциал (3—8 вв.) и небрежный новый римский курсив (3—5 вв.). На основе последнего выработаны полукурсивные раннесредневековые шрифты, так назы­ва­е­мые областные, исполь­зо­вав­ши­е­ся часто на ограни­чен­ной территории. На рубеже 8—9 вв. (в начале «Каролингского возрождения») появился каролингский минускул, в основе которого заметна традиция полуунциала. Каролингский минускул постепенно вытеснил в Западной Европе все остальные виды латинского письма. С конца 11 в. распространяется как результат развития городов ломаный вариант каролингского минускула (так называемое готическое письмо), который господ­ству­ет до 15 в. Эпоха Возрождения, снова оживившая античные традиции, вызвала возвра­ще­ние в письме круглых форм и появле­ние гуманистического письма. Последнее легло в основу большин­ства печатных и рукописных шрифтов нового времени.

Д. А. Дрбоглав.