Лингвистический энциклопедический словарь

Универса́льные грамма́тики

(«всеобщие», «общие», «рациональные», «философские», «аналитические» граммати­ки) — грамматики, в которых грамматические категории объясняются через категории мышления. В У. г. рассма­три­ва­ет­ся номенклатура понятий и принципов, предпо­ло­жи­тель­но общих для всех людей в области восприятия и осмысления действительности, и, соответ­ствен­но, необходимый набор грамматических категорий для выражения мысли в речи. У. г. восходят к «всеобщим» и «философским» грамматикам 16—17 вв. Первым фундаментальным грамматическим сочинением, основанным на «новых началах», а именно на «анализе мысли» с точки зрения «операций рассудка», на анализе общих смысловых категорий восприятия человеком действительности, является изданная в 1660 во Франции и много­крат­но пере­из­да­вав­ша­я­ся как во Франции, так и за её пределами «Grammaire générale et raisonnée de Port-Royal» («Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля»), авторы которой — аббаты монастыря Пор-Рояль (или Пор-Руаяль) А. Арно и К. Лансло. В этой грамматике соединилась тонкость методического подхода к анализу фактов языка с философским осмыслением основных грамматических категорий и понятий. Традиционные, восходящие к античности методы описания языка по частям речи и грамматическим категориям, применявшиеся зачастую без учёта специфики материала языков и без осмысления основных значений грамматических категорий, делали грамматику 17 в. наукой запутанной и во многом непоследовательной, вели к процветанию в обучении грамматике схоластических принципов и различных мнемонических приёмов в ущерб постижению «разумных» начал языка. Авторы грамма­ти­ки Пор-Рояля полагали, что их метод поможет постичь основы «рационального» подхода к изучению языка, базирующегося на «анализе мысли» с позиций способностей разума. Поэтому центральным звеном теории Пор-Рояля стало описание «операций рассудка», при помощи которых человек воспри­ни­ма­ет, анализирует и осмысляет окружающую действи­тель­ность. Операции рассудка постижимы и выразимы только через язык и на языке. Таким образом, сформировалось одно из ключевых понятий У. г.: язык является «средством анализа мысли», а слова — это «звуки отчётливые и членораздельные, из которых люди составили знаки для обозначения своих мыслей».

Грамматика Пор-Рояля разделена на 2 части: «Слова как звуки» и «Слова как средства выражения и передачи мысли», состоящие соответ­ствен­но из 6 и 24 глав. Во 2‑й части содержатся положения об «основных операциях рассудка» и соответ­ству­ю­щих им языковых категориях. «Операции рассудка» — «представление», «суждение», «умозаключение». Соответ­ствен­но им языковые категории реализуются в принципиальных функциональных различиях между частями речи. Имена (суще­стви­тель­ные и прилага­тель­ные), местоимения, артикли соотносятся с операцией «представления», глаголы, отгла­голь­ные части речи, а также союзы и междометия являются языковой реализацией способности к «суждению». Способность к «умозаключению» реализуется на уровне связного текста (особенно в так называемых периодах). Для определения частей речи применение лишь логико-семанти­че­ских крите­ри­ев призна­ва­лось недостаточным, учитывалась роль слова в предложении. В грамматике Пор-Рояля после­до­ва­тель­но решается проблема «общего» и «частного»: набор логико-смысловых категорий, находящих то или иное выражение в языках на граммати­че­ском или лекси­че­ском уровнях, составляет «общее», а эмпирическое постижение свойств «языка вообще» через изучение граммати­че­ской организации отдельных языков — «частное». «Общее» постижимо через «частное», а «част­ное» — через «общее». Напри­мер, понять, является ли та или иная грамматическая категория «общей», можно лишь через «частное» изучение фактов языков, которое показывает, что на самом деле нет «общих» грамматических категорий, а есть лишь более или менее распро­стра­нён­ные способы реали­за­ции логико-смысловых категорий, которые считались действи­тель­но универ­саль­ны­ми. Катего­рии же, являющиеся формаль­ны­ми, например категория рода, не могут выступать в виде «общих» категорий (см. также Универсалии языковые, Логическое направление в языкознании). Суще­ствен­ным шагом вперед в описании имени явился принцип отделения «субстанции» от «акциденции» в области именования с учётом специфики реализации логических категорий в языке (в частности, на синтакси­че­ском уровне).

Универсальной грамматике Пор-Рояля предшествовала длительная традиция, изучение которой началось лишь в последнее время [грамматические трактаты средневековых «модистов»; «Минерва, или О причинах латинского языка» Ф. Санчеса (Санкция; 16 в.) в Испании и др.], однако название именно грамматики Пор-Рояля стало родовым и послужило источником наименования многих других грамматических сочинений, созданных в традици­ях грамматики Пор-Рояля. Как правило, «общие и рациональные» грамматики дополнялись трактатами по «логике, или искусству мышления». Наиболее полно идеи «общей и рациональной» грамматики были развиты в 18 в. во Франции в трудах С. Ш. Дюмарсе (1769), Н. Бозе (1767), Э. Б. де Кондильяка (1775) и в Англии, особенно в работах Дж. Харриса («Hermes or philosophical inquiry concerning language and universal grammar», 1751), Дж. Битти («The theory of language», 1788), лорда Монбоддо, Дж. Пристли. Идеи У. г. получили развитие в большинстве западно­евро­пей­ских стран, а также в России, особен­но в конце 18 — начале 19 вв. (см. Языкознание в России).

Развитие идей «общей и рациональной» грамматики привело к тому, что к середине 18 в. единый ранее предмет грамматики разделился на 2 области: «грамматической науки» и «грамматического искусства». «Грамматика может изучать два вида принципов строения языков. Первые присущи всем языкам, а истинность их неизменна; они относятся к природе самой мысли и служат анализу мысли... Истинность вторых лишь гипотетична и зависит от соглашений свободных и изменчивых... В соответ­ствии с этим могут существовать „общая“ и „частная“, грамматики, причём первая является „наукой“, а вторая — „искусством“» (Бозе). Выделение «грамматической науки», созданной на базе «общих и рациональных» грамматик, в отдельную область знания о языке послужило основой формирования обще­лингви­сти­че­ско­го знания (общего языкознания) в отличие от частнолингвистического знания. Таким образом, в У. г. 18 в. зародилось представление о двойственности предмета лингвистики и начала формироваться «парадигма» (см. Историография лингвистики) обще­лингви­сти­че­ско­го знания.

Философской основой У. г. являлась не только философия рационализма (картезианство), но и филосо­фия эмпиризма и сенсуализма, сама процедура обоснования всеобщности мыслительных (понятий­ных) категорий не играет в методе «общих и рациональных» грамматик особой роли. В У. г. отсутствовало диалектическое осмысление развития грамматического строя языков, им был чужд сам принцип историзма. Ограниченность методов и исходных принципов «общих» грамматик объясняется также тем, что в 17 — начале 19 вв. многие языки ещё не были известны и описаны, что вело к европо­цен­триз­му номенклатуры исходных категорий описания языков. Сравнительно-историческое языко­зна­ние утверждало свои методы и принципы в борьбе с «общей» грамматикой, объявив её антинаучной. Негативное отношение к этим грамматикам господствовало в истории языкознания с 19 в. до 60‑х гг. 20 в.

Современная мировая и в особенности советская историография лингвистики, рассма­три­ва­ю­щая У. г. с учетом исторических условий их возникновения и развития, отмечает прогрессивную роль У. г. в эпоху формирования основных европейских национальных литературных языков. Именно в У. г. была разработана методология и даны логико-философ­ские обоснования принципов описания любого языка по частям речи и грамматическим категориям. Давая общую номенклатуру значений граммати­че­ских и лексико-граммати­че­ских категорий, У. г. исходили из того, что эти значения могут быть так или иначе выражены в любом языке, но разными языковыми средствами. У. г. создали базу для типо­ло­ги­че­ско­го и сопоста­ви­тель­но­го языкознания. Идеи У. г. находят применение в преподавании языков, типологии лингвистической, в работах по универсалиям лингви­сти­че­ским, в генеративной лингви­сти­ке.

Н. Ю. Бокадорова.