один из индийских (индоарийских) языков (среднеиндийский период); язык буддийского Канона в форме, существующей на острове Шри-Ланка. Используется как язык буддийской религии и культуры в Шри-Ланке, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Возник, видимо, на основе архаичного западного среднеиндийского диалекта, затем усвоил ряд восточных черт. Родина пали — Индия; ещё до н. э. он распространился вместе с буддизмом на Шри-Ланке, в конце 1‑го — начале 2‑го тыс. н. э. — в ряде стран Юго-Восточной Азии. На пали созданы многочисленные религиозные, философские, научные, художественные произведения. Оказал заметное влияние на ряд языков Юго-Восточной Азии.
Выделяют 4 разновидности пали: язык стихотворных частей Канона (наиболее архаичный), язык канонической прозы (более единообразный и нормированный), язык комментаторской литературы (ещё более упрощённый), язык позднейшей литературы в странах Юго-Восточной Азии (с многочисленными отклонениями и влияниями иносистемных языков). Для фонетики пали характерны: пятичленная система гласных, отсутствие дифтонгов и слоговых сонорных, противопоставление придыхательных — непридыхательных, церебральных — нецеребральных, запрет на сочетание большинства типов смычных друг с другом, употребительность геминат, исход слова на гласный чистый или с назализацией, закон двух мор, регулирующий долготу или краткость гласного. В морфологии: заметное ослабление системы чередования гласных по сравнению с санскритом, тенденция к унификации типов склонения и спряжения, как максимум 6 падежей имени; в глаголе — взаимодействие трёх времён и двух видов; развитая и упорядоченная система синтаксиса, употребление вспомогательных элементов, уточняющих значение падежей. В лексике: исключительная сложность и разработанность словаря, ориентированного на передачу идей Канона.
Т. Я. Елизаренкова.