(условные языки) — традиционное название ряда жаргонов, которые использовались относительно замкнутыми социальными группами — бродячими торговцами, ремесленниками-отходниками, нищими. Т. я. были знаками принадлежности к корпорации и своего рода коллективной игрой. Название «Т. я.» связано с предполагаемой конспиративной функцией этих языков. Сведения о Т. я. в Европе — с 13 в. (язык нищих в Германии). Первые записки Т. я. русских торговцев-офеней (так называемый суздальский язык) — в словаре П. С. Палласа (конец 18 в.).
Т. я. отличаются главным образом словарём (редко более 300—400 непроизводных основ) и системой словообразования. Словарь включает числительные, местоимения, конкретную лексику (названия частей тела, явлений природы, ремесленную терминологию), ограниченное число абстрактных существительных, прилагательных и глаголов; служебные слова те же, что и в национальном языке: например, «Мас уклил из юра, бакса не ухлит» ‘Я ушёл из дому, отец не узнает’ (офенское). Используемые в Т. я. слова общеупотребительного языка иногда «затемняются» с помощью замены или перестановки слогов: офенское «шивар» ‘товар’, «лопица» ‘полиция’. Такие приёмы словообразования дали основания называть Т. я. условными (искусственными). Происхождение слов Т. я. разнообразно. Офенский язык, например, включает элементы новогреческого, латинского, тюркских, финно-угорских, цыганского, идиш языков и заимствования из местных диалектов. Т. я. исчезают вместе с соответствующими социальными группами и распространением литературного языка. Изучаются социолингвистикой и диалектологией.
М. В. Арапов.