Лингвистический энциклопедический словарь

Та́йские языки́ —

семья языков, носители которых расселены на значительной части полуострова Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая. По поводу генеалогического родства Т. я. существует 2 гипотезы. Согласно первой, они относятся к китайско-тибет­ской семье языков (см. Китайско-тибетские языки); при этом их либо объединяют с китайским языком в одну из подгрупп китайско-тибетской семьи, либо выделяют как обособленную подгруппу, наиболее откло­ня­ю­щу­ю­ся от других языков этой семьи (Р. Шейфер). Согласно второй гипотезе, Т. я. родственны австронезийским языкам, а их сходство с китайским языком объясняется позднейшими влияниями (П. Бенедикт). Отсутствие достаточно убедительных доказательств обеих гипотез диктует предпочтительность трактовки Т. я. в качестве отдельной семьи.

Первые исторически достоверные сведения о передвижении тайских народов относятся к 12—13 вв., когда предки сиамцев, лао и шанов заселили современ­ные территории обитания. Предполагается, что прародиной Т. я. была территория современ­ной провинции Гуандун и северных районов Вьетнама (А. Ж. Одрикур, С. Е. Яхонтов). Отсюда предки народа ли пере­се­ли­лись на остров Хайнань, а предки дуншуйских народов — в Гуйчжоу и Гуанси (около 3 тыс. лет назад), куда на 1000 лет позже продви­ну­лись и предки чжуан.

Т. я. делятся на следующие основные группы:

собственно Т. я., подразделяющиеся на 3 подгруппы — юго-западную [тайский (сиам­ский), лаосский, шанский, кхамти, ахом, языки чёрных и белых тай, юан, лы, кхын], централь­ную [тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка], северную (северные диалекты чжуанского языка, буи);

дун-шуйские (дун, шуй, мак, тхен);

сек;

лаккя;

бе;

языки ли;

лакуа;

лати;

языки гэлао (северный и южный).

Последние 4 группы часто называют кадайскими языками. Родство их (кроме ли) с Т. я. весьма вероятно, но из-за недостатка материала окончательно не доказано.

Все Т. я. типологически близки между собой и относятся к изолирующим. Фонологические системы структурно едино­образ­ны. Слог может быть открытым и закрытым. В закрытых слогах противо­по­став­ля­ют­ся долгие и краткие гласные. В открытых первоначально были возможны только долгие гласные, но в некоторых Т. я. позднее развилось противо­по­став­ле­ние по долготе​/​краткости. В начале слога может быть любой согласный, а в некоторых языках (сиамский, чжуанский, сек) и определённые стечения смычных с сонантами r, l. В прото­тай­ском стечений согласных было больше, но в современ­ных языках они упростились. Заканчивать слог могут только смычные p, t, k, соответствующие им сонанты, а также w, j. В языке сек сохра­нил­ся конечный l, существовавший в прототайском. Все Т. я. — тональные. В прото­тай­ском в открытых слогах и слогах, оканчивающихся на носовой согласный, могло быть 3 тона. Затем каждый из них стал произноситься в высоком и низком вариантах, а число инициалей уменьшилось. В современ­ных Т. я. тоны перегруппировались, а в некоторых часть тонов совпа­ла.

В Т. я. в большинстве случаев морфема совпадает со слогом. Исключения представлены главным образом редупликациями и заимствованиями. Словоизменение отсутствует. Морфе­мы делятся на знамена­тель­ные и служебные. Аффиксация развита слабо. Части речи выделя­ют­ся по дистри­бу­ци­он­но­му признаку. Грамматические формы образуются анали­ти­че­ски, т. е. при помощи служебных слов.

Способы словообразования во всех Т. я. сходны. Наиболее продуктивно корнесложение, а также исполь­зо­ва­ние так назы­ва­е­мых слов-аффиксов (термин А. А. Драгунова). Настоящие аффиксы встре­ча­ют­ся в очень небольшом количестве и не во всех языках.

Синтаксис Т. я. в целом единообразен. Отношения между членами предложения указы­ва­ют­ся порядком слов или служеб­ны­ми словами. Подлежащее предшествует сказуемому, дополнение находит­ся в постпозиции к глаголу, определение — в постпозиции к опреде­ля­е­мо­му. В языках кхамти и чжуанском обычный порядок иногда нарушается в результате заим­ство­ва­ния синтаксических конструк­ций из других языков (в кхамти из ассамского, в чжуан­ском из китайского).

Большинство тайских письменностей восходит к индийскому письму. Типологически они делятся на 2 группы: «восточную» (сиамская, лаосская, чёрных и белых тай, юан, лы, кхын) и «западную» (шанская и ахом). Первые, созданные до 13 в., отражают исторический принцип в орфографии. Генетически сиамская, лаосская, письменности чёрных и белых тай восходят к кхмерской, шанская, юан, лы и кхын — к бирманской. Первый памятник тайской пись­мен­но­сти — надпись на стеле Рамакамхенга (1292). У чжуан в прошлом была письменность, создан­ная на основе китайских иеро­гли­фов, которая вышла из употребления. Во 2‑й половине 20 в. для чжуанского, дун и ли языков в Китае и для тай и нунг во Вьетнаме были созданы пись­мен­но­сти на основе латинской графики.

Изучение Т. я. началось в 1‑й половине 19 в., когда были написаны словари и грамматики сиамского языка. До начала 20 в. публиковались главным образом материалы по вновь открытым языкам. Сравнительно-историческое изучение было начато А. Масперо (1911) и продол­же­но К. Вулфом, Бенедиктом, Ли Фангуем, Одрикуром, Шейфером и другими. Во 2‑й половине 40‑х гг. 20 в. начала изучаться типология Т. я. (Ф. Мартини). В 50‑х гг. появилось значительное количество работ по Т. я. Китая, принадлежащих китайским исследователям. В СССР изучение Т. я. началось со 2‑й половины 40‑х гг. Внимание совет­ских учёных привле­ка­ют и структурно-типологические, и сравнительно-генети­че­ские аспекты исследования (рабо­ты Л. Н. Морева, Ю. Я. Плама, А. А. Москалёва, Яхонтова).

В. И. Гохман.