семья языков, носители которых расселены на значительной части полуострова Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая. По поводу генеалогического родства Т. я. существует 2 гипотезы. Согласно первой, они относятся к китайско-тибетской семье языков (см. Китайско-тибетские языки); при этом их либо объединяют с китайским языком в одну из подгрупп китайско-тибетской семьи, либо выделяют как обособленную подгруппу, наиболее отклоняющуюся от других языков этой семьи (Р. Шейфер). Согласно второй гипотезе, Т. я. родственны австронезийским языкам, а их сходство с китайским языком объясняется позднейшими влияниями (П. Бенедикт). Отсутствие достаточно убедительных доказательств обеих гипотез диктует предпочтительность трактовки Т. я. в качестве отдельной семьи.
Первые исторически достоверные сведения о передвижении тайских народов относятся к 12—13 вв., когда предки сиамцев, лао и шанов заселили современные территории обитания. Предполагается, что прародиной Т. я. была территория современной провинции Гуандун и северных районов Вьетнама (А. Ж. Одрикур, С. Е. Яхонтов). Отсюда предки народа ли переселились на остров Хайнань, а предки дуншуйских народов — в Гуйчжоу и Гуанси (около 3 тыс. лет назад), куда на 1000 лет позже продвинулись и предки чжуан.
Т. я. делятся на следующие основные группы:
собственно Т. я., подразделяющиеся на 3 подгруппы — юго-западную [тайский (сиамский), лаосский, шанский, кхамти, ахом, языки чёрных и белых тай, юан, лы, кхын], центральную [тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка], северную (северные диалекты чжуанского языка, буи);
дун-шуйские (дун, шуй, мак, тхен);
сек;
лаккя;
бе;
языки ли;
лакуа;
лати;
языки гэлао (северный и южный).
Последние 4 группы часто называют кадайскими языками. Родство их (кроме ли) с Т. я. весьма вероятно, но из-за недостатка материала окончательно не доказано.
Все Т. я. типологически близки между собой и относятся к изолирующим. Фонологические системы структурно единообразны. Слог может быть открытым и закрытым. В закрытых слогах противопоставляются долгие и краткие гласные. В открытых первоначально были возможны только долгие гласные, но в некоторых Т. я. позднее развилось противопоставление по долготе/краткости. В начале слога может быть любой согласный, а в некоторых языках (сиамский, чжуанский, сек) и определённые стечения смычных с сонантами r, l. В прототайском стечений согласных было больше, но в современных языках они упростились. Заканчивать слог могут только смычные p, t, k, соответствующие им сонанты, а также w, j. В языке сек сохранился конечный l, существовавший в прототайском. Все Т. я. — тональные. В прототайском в открытых слогах и слогах, оканчивающихся на носовой согласный, могло быть 3 тона. Затем каждый из них стал произноситься в высоком и низком вариантах, а число инициалей уменьшилось. В современных Т. я. тоны перегруппировались, а в некоторых часть тонов совпала.
В Т. я. в большинстве случаев морфема совпадает со слогом. Исключения представлены главным образом редупликациями и заимствованиями. Словоизменение отсутствует. Морфемы делятся на знаменательные и служебные. Аффиксация развита слабо. Части речи выделяются по дистрибуционному признаку. Грамматические формы образуются аналитически, т. е. при помощи служебных слов.
Способы словообразования во всех Т. я. сходны. Наиболее продуктивно корнесложение, а также использование так называемых слов-аффиксов (термин А. А. Драгунова). Настоящие аффиксы встречаются в очень небольшом количестве и не во всех языках.
Синтаксис Т. я. в целом единообразен. Отношения между членами предложения указываются порядком слов или служебными словами. Подлежащее предшествует сказуемому, дополнение находится в постпозиции к глаголу, определение — в постпозиции к определяемому. В языках кхамти и чжуанском обычный порядок иногда нарушается в результате заимствования синтаксических конструкций из других языков (в кхамти из ассамского, в чжуанском из китайского).
Большинство тайских письменностей восходит к индийскому письму. Типологически они делятся на 2 группы: «восточную» (сиамская, лаосская, чёрных и белых тай, юан, лы, кхын) и «западную» (шанская и ахом). Первые, созданные до 13 в., отражают исторический принцип в орфографии. Генетически сиамская, лаосская, письменности чёрных и белых тай восходят к кхмерской, шанская, юан, лы и кхын — к бирманской. Первый памятник тайской письменности — надпись на стеле Рамакамхенга (1292). У чжуан в прошлом была письменность, созданная на основе китайских иероглифов, которая вышла из употребления. Во 2‑й половине 20 в. для чжуанского, дун и ли языков в Китае и для тай и нунг во Вьетнаме были созданы письменности на основе латинской графики.
Изучение Т. я. началось в 1‑й половине 19 в., когда были написаны словари и грамматики сиамского языка. До начала 20 в. публиковались главным образом материалы по вновь открытым языкам. Сравнительно-историческое изучение было начато А. Масперо (1911) и продолжено К. Вулфом, Бенедиктом, Ли Фангуем, Одрикуром, Шейфером и другими. Во 2‑й половине 40‑х гг. 20 в. начала изучаться типология Т. я. (Ф. Мартини). В 50‑х гг. появилось значительное количество работ по Т. я. Китая, принадлежащих китайским исследователям. В СССР изучение Т. я. началось со 2‑й половины 40‑х гг. Внимание советских учёных привлекают и структурно-типологические, и сравнительно-генетические аспекты исследования (работы Л. Н. Морева, Ю. Я. Плама, А. А. Москалёва, Яхонтова).
В. И. Гохман.