семья языков коренного населения Андаманских островов. Родственных связей с какими-либо другими языками не обнаруживают. Попытка Дж. Х. Гринберга объединить А. я. с папуасскими языками и тасманийскими языками в индо-тихоокеанскую макросемью основана на отдельных лексических совпадениях и представляется малоубедительной. Число говорящих точно не установлено — от нескольких десятков до нескольких сотен чел.
А. я. классифицируются следующим образом: 1) язык онге, включающий 2 диалекта: собственно онге (остров Малый Андаман) и джерава (остров Норт-Сентинел и внутренние районы островов Ратленд и Южный Андаман); 2) 2 группы диалектов: а) диалекты боджигнгиджи (племена беа, балава, боджигйаб, кол, джуваи, населяющие побережье островов Южный Андаман и Ратленд, остров Баратанг, архипелаг Ритчи, южную половину острова Средний Андаман); б) диалекты йерева (племена кеде, йере, табо, кора, чариар, населяющие северную половину острова Средний Андаман, остров Северный Андаман и соседние малые острова). Расхождения между А. я. сводятся в основном к лексическим различиям; язык онге отличается от других А. я. и в структурном плане.
В фонологической системе А. я. имеются 3 серии смычных согласных (глухие, звонкие, носовые), объединяющихся в 4 локальных ряда (губные, передне-, средне- и заднеязычные). Из сонорных представлены w, l, r (в беа — 2 типа r) и y. В языке онге фрикативные отсутствуют, в беа и, видимо, в некоторых других диалектах имеется h. Вокализм относительно богат, но фонологический статус отдельных звукотипов не вполне ясен.
А. я. — языки агглютинативной структуры (см. Агглютинация); развита как префиксация, так и суффиксация. У имён категория числа отсутствует, у личных местоимений противопоставляются единственное и множественное число. Падежные отношения выражаются послелогами (или агглютинативными суффиксами?), например: bīra ērem len āǰa karaiǰ-ŋa leb katik-re (дословно: ‘Бира джунгли в мёда собирания для пошёл’, т. е. ‘Бира пошёл в джунгли собирать мёд’). В беа и ряде других А. я. имеется более 10 классов притяжательных местоимений, ср. dīə abūlə ‘мой человек’, dōt čētə ‘моя голова’, dər ōdire ‘мой сын’, dəi īkyātə ‘моя жена’, əd īkyātə ‘мой муж’. В беа в глаголе морфологически (суффиксально) выражается только время. Для знаменательных слов языка онге важнейшим является противопоставление самостоятельных и зависимых сущностей. К последним относятся слова, обозначающие части целого, свойства, большинство действий; их существование не мыслится без какого-либо самостоятельного носителя этой зависимой сущности. Такие слова обязательно имеют классифицирующий основообразующий префикс, которому предшествует префикс, указывающий носителя зависимой сущности (глаголы, кроме того, имеют временной суффикс): ön-o-tabe ‘чья-то голова’, g-u-ge ‘его нога’, m-a-laŋe ‘мой рот’, m-i-wana-be ‘я плачу’, on-a-yo-be ‘кто-то приходит’. Числительные как особый класс в А. я. отсутствуют. Количество обозначается понятиями «один», «два или несколько», «много» и т. п. Обычный порядок слов в А. я. SOV. Определение следует за определяемым. Наиболее продуктивные способы словообразования — словосложение и аффиксация. Специфическим средством деривации в онге является перемена основообразующего классификатора: m-i-daŋe ‘моя кость’, m-o-daŋe ‘мой череп’.
Все А. я. бесписьменные, хотя в 70‑х гг. 19 в. делались попытки перевода религиозной литературы на беа. Изучением А. я. занимались из практических потребностей представители администрации и этнографы в конце 19 — начале 20 вв. В той или иной степени описаны лишь онге (А. Р. Браун) и беа. Исследованием А. я. занимается антропологическая служба Индии.
В. И. Беликов.