закон уподобления общеарийских (индоиранских) глухих смычных *p, *t, *k предшествующим звонким придыхательным *bh, *dh, *gh, сформулированный в 1885 К. Бартоломе. Согласно Б. з., группы согласных bh + t, bh + k, dh + k, dh + p, gh + p, gh + t и т. п. превращаются в древнеиндийском языке в сочетания bdh, bgh, dgh, dbh, gbh, gdh и т. д. (например, причастия на ‑ta- от глаголов lábhate ‘берёт’, bódhati ‘бодрствует, замечает, узнаёт’, dáhati ‘сжигает’ имеют вид labdhá ‘взятый’ из *labh-tá‑, buddhá ‘узнанный’, ‘замеченный’ из *budh-ta‑, dagdhá ‘сожжённый’ из *dagh-tá‑, от корня doh‑/duh- ‘доить’ 3‑е лицо единственного числа — dógdhi из *dogh-ti). Соответственно в древнеиранских языках, где общеиндийское придыхание было утрачено, ожидались бы звонкие группы bd, bg, dg, db, gb, gd, однако они засвидетельствованы только в древней части Авесты (в Гатах); aogədā (из *augdā ‘проповедовал’ ← *augh-ta), dazdē ‘создали’ (← *dadh-tai), в большинстве же случаев наблюдается позднее оглушение предшествующей звонкой: aoxta. Древние группы «звонкий непридыхательный» (*b, *d, *g) + «глухой» (*p, *t, *k) и в иранских, и в индийских языках давали глухие рефлексы (древнеиндийское yuktá, авестийское yuxta ‘связанный, запряжённый’ из *yug-tá‑, ср. yugám ‘ярмо’, от основы dā‑/dad- ‘давать’ — 3‑е л. ед. ч. среднего залога datte ← *dad-te, причастие dattá ← *dad + tá‑), на этом основании некоторые учёные предполагают, что первоначально (в эпоху действия ассимилятивного Б. з.) звонкой была только серия общеиндоевропейских (и общеарийских) придыхательных согласных (*bh, *dh, *gh), простые же «звонкие» (*b, *d, *g) на самом деле звонкими не были, обладали каким-то другим отличительным признаком.
О. С. Широков.