Лингвистический энциклопедический словарь

Пиктогра́фия

(от лат. pictus — нарисованный и греч. γράφω — пишу) (рисуночное письмо) — этап развития письма: отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пред­ше­ство­ва­ла фонетическому письму. Была распространена у индейцев Америки, жителей Тропической Африки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири и других вплоть до 20 в. Древнейшие образцы пикто­гра­фии относятся к эпохе палеолита (по мнению некоторых учёных, к неолиту), хотя чёткое различие между живописью палеолита и собственно пиктографией провести трудно. Принципиальное отличие знаков пикто­гра­фии — пиктограмм — от знаков фонетического письма заключается в незакреп­лён­но­сти за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке; пиктограмма может быть «прочтена» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла, несколько предложений.

Типологически выделяются 2 разновидности пиктограмм: «иконические», имеющие сходство с изобра­жа­е­мым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т. п.). и «символические», условные (генетически, видимо, восходящие к «иконическим», образным, но утратив­шие внешнее сходство с изображаемым объектом). Пикто­гра­фи­че­ское сообщение может состоять из одного сложного знака-сообщения, в котором «читаются» его составные элементы, и после­до­ва­тель­но­сти простых знаков-пиктограмм, развёрнутых в пространстве в виде отдельных «кадров».

Ряд народов создал развитые системы пиктографии, позволявшие передавать сложные сообщения, например система нсибиди в Западной Африке, «женское письмо» юкагиров на северо-востоке Азии, пиктография индейского племени делаваров, с помощью которой был записан эпос «Валам-Олум», рукописи ацтеков и миштеков, в которых наряду с пиктограммами встречаются попытки передачи собственных имён с помощью «ребусных написаний».

Схематизация изображения мужчины и женщины (пещеры Испании и Южной Франции).

Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте.

Прошение индейских племён конгрессу Соединённых Штатов.

Пиктограммы нсибиди.

В архаических видах письма трудно провести границу между «чистой» пиктографией и системами, где эпизодически применяются «ребусные написания», т. е. осуществляется переход к собственно письму, фиксирующему звуковую речь (протошумерское и протоэламское письмо, кохау ронго-ронго острова Пасхи, древ­ней­шая китайская иероглифика). Рисуночный характер древ­ней­ших иеро­гли­фи­че­ских систем письма (протошумерское, древнеегипетское, протоиндийское, раннее китайское, критское, хеттское) указывает на их происхождение из пиктографии, хотя открытым остаётся вопрос о том, происходят ли эти системы из одного центра (по мнению большинства сторонников «моноцентрист­ской» гипотезы происхождения письма — из Шумера) или фонетическое письмо рождалось из различ­ных пикто­гра­фи­че­ских систем независимо в разных регионах.

В современных культурах пиктография применяется как вспомогательное средство общения, напри­мер в дорожной сигнализации, указателях на выставках и международных соревнованиях и т. п. (играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности большинства населения), а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Восходящие к 16 в. попытки создать на основе пиктографии универсальное средство общения — пазиграфию, призванное преодолеть барьеры естественных языков, не имели успеха («неоглифы» Ал. Бати, «пикто» Х. Енсена и др.).

А. М. Кондратов.