Лингвистический энциклопедический словарь

Циркумфле́кс

(лат. accentus circumflexus — облечённое ударение) (облечённый тон, облечённое ударе­ние) —

один из видов тонического ударения в древнегреческом языке. Представлял собой «состав­ный», т. е. сложный, тон, имевший восходяще-нисходящий характер, соединение «острого» и «тяжёлого» тонов. Знак циркум­флек­са ставился только на долгих двухморных гласных.

Интонация современного литовского языка, имеющая восходящий характер. Однако в перво­на­чаль­ной балтийской системе, сохранившейся в латышском языке и по диалектам в литовском, интонация циркум­флек­са была нисходящей. То же состояние по косвенным признакам имело место и в прусском языке. Предпо­ла­га­ет­ся, что в литовском языке нисходящая интонация транс­фор­ми­ро­ва­лась в восходящую. По происхождению балтий­ский циркум­флекс — интонация недолгих унасле­до­ван­ных индоевропейских дифтонгов и рефлексов слогообразующих сонорных.

Реконструируемая праславянская интонация долгих слогов. Её нисходящий характер восста­нав­ли­ва­ет­ся на основе следующих соответствий: перенос нисходящей долготы на следующий слог в словенском, нисходящая долгая интонация в сербскохорватском, краткость в чешском, ударение на первой части русских полногласных сочетаний о́ро, о́ло, е́ре. Генетически праславянский циркум­флекс тесно связан с балтийским циркум­флек­сом. Новый циркум­флекс — предпола­гав­ша­я­ся обще­сла­вян­ская нисходящая интона­ция на месте перво­на­чаль­но­го акута. В 50‑х гг. 20 в. было установлено, что ново­циркум­флек­со­вая интонация существовала только в словенском языке.

Вид ударения шведского языка, характеризующийся сложной ударностью подударного гласно­го; встречается в основном в апокопирующих говорах.

Диакритический знак (~ ◠ ^), например во французском языке означающий долготу гласной: pale ‘закрытие’ pâle ‘бледный’.

В. В. Арефьев.