(от лат. consonans, род. падеж consonantis — согласный звук) — система согласных в языке, диалекте, говоре или в семье, группе языков. Консонантизм может быть описан как в синхронии, так и в диахронии. В зависимости от конкретной задачи описания учитываются разные явления, характеризующие консонантизм. При описании конкретного языка в определённый период учитывают количество согласных фонем, правила их употребления (зависящие от фонетических позиций), фонетическую реализацию различительных признаков и её вариативность, функциональную нагрузку в речи.
Количество согласных фонем в языке по сравнению с количеством гласных варьирует в широких пределах: в русском языке согласных почти в 6 раз больше, чем гласных, в испанском языке — в 4 раза, в английском языке — в 2 раза (по сравнению с количеством монофтонгов), во французском языке — в 1,25 раза, а в датском языке — несколько меньше, чем гласных (20 согласных и 23 гласных). Количество согласных определяется тем, какие из их признаков являются релевантными для различения фонем, а какие зависят от фонетического положения и тем самым характеризуют лишь аллофонические изменения. Так, в русском языке мягкие согласные являются самостоятельными фонемами и, будучи противопоставлены твёрдым, встречаются в идентичных фонетических позициях, во французском языке палатализация согласных характеризует лишь определённую позицию (перед гласным переднего ряда /i/ и перед среднеязычным сонантом /j/), так что различение значимых единиц благодаря различию твёрдых (непалатализованных) и мягких (палатализованных) невозможно.
Релевантные для данной системы согласных признаки образуют оппозиции, а положение конкретного согласного в системе фонем определяется характером этих оппозиций (см. также Корреляция). Так, русские /b/, /d/, являющиеся смычными звонкими твёрдыми согласными, фонологически наиболее тесно связаны с /p/, /t/, т. е. с соответствующими глухими, с которыми они вступают в отношения чередования при определённых условиях (когда оказываются на конце слова или перед глухим шумным согласным и т. д.); эта связь сильнее, чем, например, связь с соответствующими щелевыми /v/, /z/, фонетически более «похожими» на /b/ и /d/, но с которыми смычные не находятся в отношениях чередований. Чередования согласных в пределах одной морфемы определяются правилами употребления этих согласных в различных фонетических позициях (живыми и историческими звуковыми законами).
Фонетическая вариативность согласных определяется допустимой в данном языке вариативностью фонетических коррелятов различительных признаков. Так, противопоставление глухих и звонких согласных в одних языках (например, в славянских) реализуется как различия в поведении голосовых связок во время артикуляции (при артикуляции звонких голосовые связки работают, при артикуляции глухих — не работают), в других (например, в ряде германских языков) — как различия в степени напряжённости артикуляции («звонкие» — слабые, «глухие» — сильные). Однако и в славянских языках звонкие являются более слабыми, чем глухие, а в германских языках вполне возможно участие голосовых связок при артикуляции слабых (ненапряжённых) согласных.
Примером фонетической вариативности фонологического признака является оппозиция русских твёрдых и мягких согласных, которая реализуется по-разному в зависимости от других признаков согласных.
Некоторые признаки согласных фонетически реализуются на сегментах, соседних с согласными (так, в английском языке длительность гласного является наиболее надёжным признаком глухости или звонкости согласного, в русском языке качество гласного является признаком твёрдости или мягкости соседнего согласного).
Функциональная нагрузка согласных в речи определяется их ролью в организации звуковой цепи: отношение количества согласных к количеству гласных в слове определяется как консонансный коэффициент. Разные языки имеют различные коэффициенты: в некоторых германских языках он близок к 2, в русском равен 1,38, в полинезийских близок к 0,5. С величиной консонансного коэффициента связана информационная нагрузка согласных: если и число согласных в системе фонем, и консонансный коэффициент достаточно велики, информативность согласных тоже велика. Однако бо́льшая роль согласных по сравнению с гласными в организации звуковых оболочек значимых единиц (морфем, слов), обнаруживаемая при анализе фонематических явлений, ослабевает при переходе к фонетическому уровню, так как сами согласные на этом уровне реализуются (артикуляционно-акустически и перцептивно) лишь благодаря соседним гласным.
Л. В. Бондарко.