(морфофонема) — элементарная единица морфонологии, предельный элемент означающего морфемы. Х. Улашин, предложивший понятие «морфонема» (1927), определял её как фонему в семасиолого-морфологической функции; термин в этом значении (Дж. Л. Трейджер, З. З. Харрис, М. Халле, В. Г. Чурганова) приблизительно соответствует терминам «фонема» А. А. Реформатского, «фонемный ряд» Р. И. Аванесова, «парадигмо-фонема» М. В. Панова (см. Московская фонологическая школа). Почти одновременно с Улашином термин «морфонема» был введен Н. С. Трубецким, определившим его иначе: как «сложный образ двух или нескольких фонем, способных замещать друг друга в пределах одной и той же морфемы в зависимости от условий морфологической структуры (например, в русском языке морфонема к/ч в комплексе рук‑ч: рука, ручной), или как «сложное представление о всех членах (двух или больше) чередования». Эти определения были впоследствии отвергнуты фонологами пражской лингвистической школы по причине их «психологизма» (Й. Вахек и другие). Подверглась сомнению и лингвистическая реальность самого понятия «морфонема» в том смысле, который придавал ему Трубецкой (Реформатский и другие).
В динамических моделях морфологического синтеза (А. А. Зализняк, В. Н. Топоров, Д. С. Ворт, Халле, Т. М. Лайтнер и другие) морфонема предстаёт как элемент морфонологического уровня репрезентации словоформ (см. Уровни языка), противопоставляемого графическому или фонетическому, а иногда также фонологическому уровням как более «глубинный» («условный», «абстрактный») более «поверхностному» («действительному», «конкретному»). На морфемном уровне морфема, в которой обнаруживается автоматическое чередование, имеет единое представление, а переход к фонетической транскрипции (или орфографическому представлению) осуществляется по общим правилам, апеллирующим лишь к сведениям о соседних морфонемах. Таким образом, само чередование как бы устраняется. Морфонема в этом смысле иногда называемся «морфоном» (в стратификационной грамматике С. Лэма) или «системной фонемой» (в генеративной фонологии — см. Фонология).
Так называемый исходный вариант морфемы может не совпадать ни с одним из её действительных контекстных представителей. Например, русская морфема сон-/сн- получает единую морфонемную запись сън (или с*н), с морфонемой ъ (или *) в середине, так как ни один из членов чередования о/ø нельзя представить как исходный. Нередко конструируемая таким образом морфонемная запись близка к фонологической записи соответствующей праформы (см. Архетип), получаемой в результате внутренней реконструкции. Морфонема как символ морфонологической транскрипции (восходящей к идеям Панини, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Л. Блумфилда, Р. О. Якобсона) может соответствовать на фонологическом уровне не только фонеме, но и дифференциальному признаку (например, мягкости согласного в существительном «голь» < прил. «голый») или даже «пустой цепочке» (т. е. исчезать при переходе к фонологической транскрипции, ср. так называемые беглые гласные и согласные). Это отличает её от термина «морфонема» в понимании Улашина и от соответствующих понятий московской фонологической школы. В аспекте парадигматики одна морфонема (а иногда и несколько морфонем) может соотноситься с одной-единственной фонемой, что отличает её от морфонемы в понимании Трубецкого.
Т. В. Булыгина, С. А. Крылов.