Лингвистический энциклопедический словарь

Ударе́ние

(акцент) — выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Ударение — факт супрасегментного фоно­ло­ги­че­ско­го уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой сегментной единицей функционально соотно­сит­ся ударе­ние, разли­ча­ют словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид ударе­ния — логическое ударение, назна­че­ние кото­ро­го — в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, ср.: «о́н дежурит?»​/​«он дежу́рит?». Физиче­ский носи­тель ударе­ния — слог или мора; в тех случаях, когда физический и функциональ­ный носители ударе­ния совпадают, говорят о слоговых акцентах (см. Тон).

Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему компоненту опреде­ля­ется фонетический тип ударения): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напря­же­ния и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим, реже — экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в несколь­ких разно­вид­но­стях, например в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип ударения — количественное, но в чистом виде оно не зареги­стри­ро­ва­но). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, например, носители русского и английского языков, считающихся языками с динамическим ударением, воспри­ни­ма­ют долгие гласные (или гласные с повышением тона) как ударные, т. е. интенсивность для них — не единственный признак ударения. Установлено, в частно­сти, что для русского ударения длительность — важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать чешские слова с долгим 2‑м слогом типа motýl ‘бабочка’ как имеющие ударение на 2‑м слоге, хотя в действительности ударение в чешском языке всегда на 1‑м слоге. В языках с противопоставлением долгих в кратких гласных признак длительности, не участвуя в создании эффекта ударения, может влиять на реализацию его разно­вид­но­стей; так, в древнегреческом языке, имевшем музыкальное (тоническое) ударение, нисходящая разно­вид­ность ударения (циркумфлекс) была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута), допустимой как на долгом, так и на кратком слогах.

В отдельном языке представлен, как правило, один фонетический тип ударения; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в шведском языке, где отмечается динамическое и музыкальное ударение (оба могут присутствовать в одном и том же слове, но динамическое ударение при этом тяготеет к начальному слогу), или в датском языке, где наряду с динамическим ударением в некоторых словах есть так называемый толчок (stød) — ударение, осложнённое гортанной смычкой (предположительно — остаток прежнего музыкального ударения). Известны языки, в которых вообще не отмечено ударения (например, палеоазиатские).

Обычно в языках с ударением каждое знаменательное слово имеет ударение, и притом един­ствен­ное; в некото­рых языках в много­слож­ных словах возможны два ударения одного типа, из них одно — главное, другое — второстепенное (например, в английском, немецком, ср. англ. competition ‘соревно­ва­ние’ с главным ударением на 3‑м слоге и второстепенным ударением на 1‑м слоге). Наряду с обяза­тель­но ударными словами (ортотоническими) выделяются обязательно безударные — энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы. В определён­ных условиях, однако, некоторые из таких слов могут в составе фразы «перетягивать» ударение со знаменательных слов (ср. «по́ воду», но «по я́годы»). Такое смещающееся ударение в индоевропейских языках называется рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех знаменательных словах, которые в праславянскую эпоху принад­ле­жа­ли к группе так называ­е­мых энклиномена (называ­е­мых так вслед за Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязательного ударения, что отражено в фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением).

Кроме фонетических типов ударения различаются структурные типы — по характеру располо­же­ния ударения в структуре слова; при этом важно учитывать два аспекта — фонологическую (слоговую или морную) и морфологическую структуру. Применительно к слоговой структуре слова говорят о свободном и связанном ударении: свободное ударение может падать на любой слог, связанное — на определённый. Связанное ударение, в свою очередь, может быть представлено двумя подтипами: фиксированное ударение (имеющее единственное постоянное место) и ограниченное ударение (имеющее определённую зону локализации). Примеры свободного ударения — в русском, английском языках; связанное фиксированное ударение — в чешском, венгерском языках (на 1‑м слоге), связанное ограниченное — в латинском языке (отстояние ударения от конца слова = 1 слог + 2 моры, ср. dī́vido ‘разделяю’ — dīvī́si ‘разделил’: в первом слове ударение на 2‑й море 1‑го слога, во втором — на 1‑й море 2‑го слога), аналогичный тип ударения — в древнегреческом, где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать один слог.

Свободное динамическое ударение способно вызывать качественные и количественные изменения гласных в составе слова, известные под названием редукции, происходящей, например, в безударных слогах в русском и английском языках. Это, однако, наблюдается не всегда, и ударение, которое вызывает редукцию, называют иногда (С. И. Бернштейн) сильноцентрализующим, в проти­во­полож­ность слабоцентрализующему, т. е. не вызыва­ю­ще­му измене­ний вокализма слова. В русском языке редукция регулируется формулой Потебни: ...12311..., где цифры означают соответ­ствую­щую степень полнозвучности слога в слове, считая от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей фонологии Н. Хомского — М. Халле (см. Генеративная лингвистика), в которой вводит­ся понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов от одного (главное ударе­ние) до четырёх (безударность).

Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и непо­движ­ное (постоянное) ударение; эта характеристика имеет фундаментальное значение в славянских и балтийских языках. Подвижность означает, что в пределах морфологической парадигмы ударение в разных словоформах может быть то на основе, то на окончании. Тем самым наряду с формальными словоизменительными парадигмами склады­ва­ют­ся акцентные парадигмы, служа­щие допол­ни­тель­ным средством разли­че­ния грамматических форм (а иногда и единственным, ср. «о́кна — окна́»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме (например, у слова «рука» в полупарадигмах единственного и множественного числа, ср. «рука́ — ру́ку», «ру́ки — рука́ми»), либо между полу­па­ра­диг­ма­ми, когда внутри каждой из них ударение колонное (неизменное), ср. формы слова «дело» (колонное ударение на основе в един­ствен­ном числе и колонное ударение на флексии во множе­ствен­ном числе). Если словоформа содер­жит нуле­вое оконча­ние, ей приписывается так называ­е­мое условное ударение (А. А. Зализняк), например у слова «стол» в имени­тель­ном падеже един­ствен­но­го числа — нафлективное, а у слова «дом» — наосно́вное. Акцентные парадигмы обобщаются в акцент­ные типы; например, для славянских языков установлены 3 типа: 1) постоянное ударение на основе (корне) — тип A (баритонированный), 2) постоянное ударение на флексии (посткорневом элемен­те) — тип B (окситонированный), 3) подвижное ударение — тип C (подвижный).

В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться могут также и общие структур­ные и фонетические типы ударения. Так, в славянских языках наблюдается переход от музыкаль­но­го ударения к динамическому в русском, украинском, белорусском, польском, от свобод­но­го (подвижного) к связанному (постоянному) — в чешском, польском.

Языки, имеющие единственную оппозицию «ударность — безударность», называются моно­то­ни­че­ски­ми (моноакцентными); языки, имеющие также оппозиции фонетических типов ударения, называ­ют­ся политоническими (полиакцентными). Само ударение исторически может развиваться из тона; такой путь предполагается, например, для индоевропейских языков (тон → музыкальное ударение → динамическое ударение).

Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и видов ударения является кульминативная функция — обеспечение цельности и отдельности слова путём просоди­че­ской централизации его слого-звуковой структуры (выделение просоди­че­ско­го центра слова). Свободное и ограниченное ударение способно выполнять сигнификативную функцию, разли­чая, кроме грамма­ти­че­ских форм, также лексемы и лексико-семантические варианты слов (ср. рус. «за́мок — замо́к»; др.-греч. φόρος ‘налог’ — φορός ‘несущий’, εἰμί ‘я есть’ — εἶμι ‘иду’; нем. ǘbersetzen ‘пере­прав­лять’ — übersétzen ‘переводить’; англ. pérfect ‘совершен­ный’ — perféct ‘совершен­ство­вать’). Связанное (особенно фиксированное) ударение выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая границы слов. Ударение любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы и соотносясь с прагматическими значениями (см. Прагматика).

Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются в акценто­ло­гии. Словес­ное ударение играет важную роль в ритмической структуре поэтической речи, взаимо­дей­ствуя с метрикой стиха.

В. А. Виноградов.