направление в европейском языкознании, возникшее в Германии в 70‑х гг. 19 в. В Германии представителями младограмматизма были А. Лескин, Г. Остхоф, К. Бругман, Б. Дельбрюк, Г. Пауль (лейпцигская школа), А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц, Ф. Бехтель (геттингенская школа), И. Шмидт, В. Шульце (берлинская школа), в скандинавских странах — С. Бугге, К. Вернер. Термин «младограмматизм» был впервые употреблён Ф. Царнке в применении к лейпцигской школе.
Младограмматизм отверг основные научные представления 1‑й половины 19 в.: идею единства глоттогонического процесса от первоначального аморфного (корневого) состояния через агглютинацию к флективному строю, учение В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка, обусловленной национальным «духом» народа, учение А. Шлейхера о языке как природном организме и о двух периодах в жизни языка — творческом доисторическом, когда язык развивал свои формы, и историческом, когда происходил процесс деградации и разрушения форм. Младограмматизм обратился к изучению говорящего человека и повернул языкознание на позитивистский путь исследований явлений языка на основе непосредственных наблюдений и индуктивного метода.
Теоретическим стержнем младограмматизма является воззрение на язык как на индивидуально-психологическое явление (см. Психологическое направление в языкознании): понятия, выражаемые языком, возникают «в недрах души индивида» и «нигде больше» (Пауль). Общение с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений. Поэтому язык является не природным, а общественным установлением и наука о языке принадлежит к кругу культуроведческих наук, базой которых является психология индивида. Однако конкретный круг внутренних закономерностей, определяющих функционирование и изменчивость языка (его звуков и форм) был сведён младограмматизмом лишь к двум постоянным процессам — регулярным звуковым изменениям и изменениям по аналогии. Регулярные звуковые изменения совершаются механически и осуществляются со строгой последовательностью, не знающей исключений, если с данным изменением не сталкивается другая звуковая закономерность; в науку вошло понятие фонетического закона, обозначающего такие последовательные звуковые изменения. Звуковые изменения слов могут происходить по аналогии, основанной на том, что речевая деятельность не ограничивается воспроизведением готовых форм, но создаёт новые по сходству с другими имеющимися. По представлениям младограмматизма, изменчивость звуковой стороны языка в целом основана на отклонениях от узуса в индивидуальной речи. Распространение таких отклонений приводит к постепенному превращению индивидуального и мгновенного в общее и узуальное. Подобным образом происходят изменения и в смысле слов, причину которых следует искать в неустойчивости и колебаниях представлений индивидуальной психики, и здесь окказиональные значения могут перерастать в узуальные.
Отличительной чертой младограмматизма был историзм, который рассматривался как основа методологии науки о языке. Однако и в сравнительно-исторических исследованиях, и в описаниях развития конкретных языков историзм сторонников младограмматизма ограничивался обычно констатацией фонетических и морфологических изменений.
В практике исследовательской работы младограмматизм достиг больших результатов и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие науки. В результате постоянного интереса к живому произношению и к изучению физиологии и акустики звуков речи младограмматизм выделил фонетику как самостоятельный раздел языкознания. Фонетическое осмысление орфографии памятников древней письменности помогло преодолеть фетишизм письма и выявить реальное звуковое значение букв. Большой вклад младограмматизм внёс также в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений, которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младограмматизм уточнил также понятие корня, показав, что его структура исторически менялась. Установив строгие фонетические соответствия между индоевропейскими языками, младограмматизм поднял этимологию и сравнительно-историческую грамматику (см. Сравнительно-историческое языкознание) индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингвистические реконструкции стали достоверными, и наука получила ясное представление о звуковом составе и морфологической структуре индоевропейского праязыка, а также о закономерностях изменений языков в историческую эпоху.
К началу 20 в. обнаружились слабые стороны младограмматизма: несостоятельность субъективно-психологического понимания природы языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверхностный характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и форм без учёта реальных общественных условий, в которых эти изменения происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития языка. С течением времени всё более становился неприемлемым также так называемый атомизм младограмматизма, т. е. изучение отдельных явления языка независимо от других, вне истории других явлений, без учёта его системных связей в структуре языка. С критикой младограмматизма с разных позиций выступали А. Мейе и другие представители социологического направления, Г. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и другие.
Н. С. Чемоданов.