Лингвистический энциклопедический словарь

Палеогра́фия

(от греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу) — историко-филологическая дисциплина, изуча­ю­щая создание знаков письменности и их развитие; теоретическая палео­гра­фия устанавливает законо­мер­но­сти исторически изменившихся особенностей письма, практическая и описательная иссле­ду­ет индиви­ду­аль­ные особенности писцов или отдельных руко­пи­сей с целью определения времени и места созда­ния этих руко­пи­сей, участия писавших их лиц и границ работы писцов.

Палеография как самостоятельная дисциплина выделилась из дипломатики, определяющей подлин­ность древних документов, грамот и других письменных источни­ков. В Европе в 1681 появился труд бенедиктинского монаха Жана Мабильона «Трактат о дипломатике», в котором он доказал подлинность королевских грамот («дипломов»), хранящихся в бенедиктинских архивах и закреплявших важные имущественные и юридические права этого ордена. Первое аналогичное дошедшее до нас палео­гра­фи­че­ское иссле­до­ва­ние в России появилось в 1717, когда старообрядцы Андрей Денисов и его ученики и сподвижники Мануил Петров и Леонтий Федосеев доказали подложность «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина», выдававшегося противниками старообрядцев за подлинную руко­пись 12 в., и «Требника митрополита Феогноста», выдававшегося за руко­пись 1329. В своём анализе старообрядцы опирались на накопленные к тому времени представления о письме и внешнем виде древних руко­пи­сей и на некоторые практические приёмы анали­за начертаний букв, получившие распро­стра­не­ние в Русском государстве ещё в 15—17 вв. Но зарождение научной палео­гра­фии связано с именем бенедиктинского монаха Бернара де Монфокона, который ввёл в науку и сам термин «палео­гра­фия». Опираясь на дати­ро­ван­ные руко­пи­си, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв («Греческая палео­гра­фия», 1708), и на основа­нии этих таблиц составил в 1715 первое научное описание собрания руко­пи­сей.

Главной задачей палео­гра­фии является установление и систематизация хронологических и локаль­ных особенностей письма дати­ро­ван­ных руко­пи­сей для последующей временно́й и территориальной атрибуции руко­пи­сей, не имеющих в своём тексте ни прямой даты и указания на место написания, ни косвенных сведений об этом.

Палеография исследует письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные и разделительные знаки, приёмы сокращенного письма и т. п. Объектом палео­гра­фии являются также материалы и орудия письма, которые заменялись и изменялись со временем. Особое значение собственно палео­гра­фи­че­ский метод иссле­до­ва­ния имеет для дати­ров­ки текстов и записей на листьях и стеблях растений (пальмовых листьях, папирусе, лотосе), на берёсте и на специально обработанной для письма коже — пергамене. Определение времени происхождения средне­ве­ко­вых руко­пи­сей на бумаге в большинстве случаев наиболее точно проводится по водяным знакам (филиграням) изготовлявших бумагу мануфактур и фабрик. Изуче­ние водяных знаков выделя­ет­ся из палео­гра­фии и перерастает в особую вспомога­тель­ную дисциплину — филигранологию.

Палеография обслуживает преимущественно потребности исторического языкознания, истории, литературоведения, искусствознания, для которых палео­гра­фи­че­ский анализ составляет обязательный первый этап изуче­ния руко­пи­си, материал которой привлекается для иссле­до­ва­ния. Но и другие науки гуманитарного цикла и даже точные науки, в той степени, в какой материал для них может быть извлечён из памятников письменности, исполь­зу­ют палео­гра­фию для установления времени и места происхождения изучаемого источника.

Современная дифференциация наук приводит к тому, что палео­граф должен быть осведомлённым в смежных областях, которые предшествовали появлению палео­гра­фии руко­пи­сей (дипломатика) или отпочковались от неё: филигранология, нумизматика, сфрагистика (изуче­ние печатей) в 19 в., кодикология (изуче­ние современного состояния древней руко­пис­ной книги), источнико­ве­де­ние, книговедение, неография (изуче­ние современного письма и даже машинописи и произведений печати) в 20 в.

Палеографы-лингвисты помимо определения времени и места происхождения источника уделяют особое внимание выявлению работы разных лиц (писцов), участвовавших в написании данной руко­пис­ной книги, или особенностей графики одного и того же лица, написавшего нескольких руко­пи­сей. Языковед иссле­ду­ет реально сохранившиеся руко­пи­си, в каждой из которых его интересуют языковые особенности последнего писца или писцов; с помощью текстологии он восстанавливает язык промежу­точ­ных списков памятника и черты языка первого списка (протографа), написанного самим автором или переводчиком текста на данный язык.

Палеография выработала методику датировки по совокупности палео­гра­фи­че­ских примет, технику анали­за графических данных, в которой исполь­зу­ют­ся и новые приёмы (например, точное измерение углов букв, имеющих сходные элементы начертания). В 20 в. стали исполь­зо­вать данные точных наук: химии — для анали­за чернил и красок, физики — для выявления смытых, угасших или закрашенных текстов посредством цветоотделительного фотографирования и других специальных методов иссле­до­ва­ния.

Сфера палеографии не остаётся неизменной. В период формирования палео­гра­фия изучала преиму­ще­ствен­но книжное письмо чернилами и красками на специальном писчем материале — для Европы это пергамен и бумага. Вне её внимания оставались надписи на предметах материальной культуры — каменных и деревянных памятниках, посуде, утвари и т. п., а также на объектах естественного происхож­де­ния — скалах, камнях. Всё это изучала эпиграфика, так же как нумизматика и сфрагистика соответственно изучали надписи на монетах и печатях. Текстами на папирусе занимается папирология. В сферу палео­гра­фии попала и конфигурация букв, вышитых или вытканных на старинных тканях, надписи иконописцев на иконах. С открытием в СССР в 1951 ранее неизвестного письменного источ­ни­ка палео­гра­фия получила принципиально новый объект иссле­до­ва­ния — берестяные грамоты 11—15 вв., письмо на которые наносилось путём продавливания или процарапывания внутреннего слоя берёсты (начертания чернилами на грамотах, открываемых во время археологических раскопок, утрачены или утрачиваются сразу же после попадания бересты на воздух и необходимой промывки берестяных грамот).

Объект палеографии ограничен не только материалом, но и содержанием источни­ков. Он склады­вал­ся постепенно за счёт охвата разных видов письменности, различающейся как по исполь­зу­е­мо­му материалу и способам нанесения письма, так и по содержанию памятников. Некоторые историки считают важной задачей палео­гра­фии издание комментированных сводов письменных источни­ков, однако этой цели должны служить отрасли знания, связанные с источнико­ве­де­ни­ем (например, источнико­ве­де­ние русской истории, источнико­ве­де­ние истории русского языка и т. п.).

Расширение задач палеографии выражается и в том, что к ней относят приобретение навыков чтения древних и средне­ве­ко­вых руко­пи­сей, прежде всего скорописных, вызывающих особые затруд­не­ния, но процесс чтения не сводится к узнаванию буквы и непременно включает в себя понимание прочитанного, что невозможно без знания данного языка в его истории, а следовательно, является специфической задачей языкознания.

Неправомерно относить к палеографии и экспертизу (в т. ч. судебную) современных иссле­до­ва­те­лю почерков. Палео­гра­фия изучает почерки, имеющие вид древних. Если путём палео­гра­фи­че­ско­го анали­за удаётся определить, что они не являются столь древними, за какие выдаются лицами, исполь­зу­ю­щи­ми содержание определённого текста, то такая руко­пись считается поддель­ной. Опреде­ле­ние поддель­но­сти или подлинности руко­пи­си не составляет особой задачи палео­гра­фии и является следствием решения основной её задачи — установления времени написания руко­пи­си.

В соответствии с исследуемыми алфавитами палеография подразделяется на греческую, латинскую, славянскую, армянскую, грузинскую, индийскую, арабскую, китайскую и т. д.

Современная наука ставит вопрос о создании общей палео­гра­фии, которая изучала бы общие законо­мер­но­сти письма всех видов, всех времён и на любых материалах. Международный палео­гра­фи­че­ский коллоквиум в Париже в 1953 принял решение об организации Международного палео­гра­фи­че­ско­го комитета, который был создан в 1957 и в который входят представители многих стран, в т. ч. СССР.

Л. П. Жуковская.

Основы греческой палеографии были заложены Монфоконом, описавшим историю греческого письма с древнейших времен до падения Византийской империи (1453). В 18—19 вв. греческая палео­гра­фия изучала письмо Византии по пергаменным и бумажным руко­пи­сям из библиотек Италии и Франции. Описания этих собраний подготовили появление во 2‑й половине 19 — 1‑й половине 20 вв. обобщающих руководств В. Гардтхаузена, В. Шубарта, А. Сигаласа. Во 2‑й половине 20 в. греческая палео­гра­фия за рубежом развивается в двух направлениях: составление библиографических справоч­ни­ков и описаний руко­пи­сей, иссле­до­ва­ния по истории отдельных мастерских письма. Занятия грече­ской палео­гра­фи­ей в России перво­на­чаль­но были связаны с потреб­но­стя­ми развивающейся слави­сти­ки. С середины 19 в. появляются сборники фотокопий с греческих и славянских руко­пи­сей, статьи о связях между византийской и славянской письменностями (И. И. Срезневский, В. И. Григорович и другие), позднее — научные описания греческих руко­пис­ных собраний и отдельных руко­пи­сей (В. К. Ернштедт, В. Г. Васильевский и другие). В советское время эту работу продолжали В. Н. Бенешевич, Г. Ф. Церетели, Е. Э. Гранстрем и другие. Почерки греческого письма подвергнуты палео­гра­фи­че­ско­му анализу. Начиная с 4 в. до н. э. установлен маюскульный или минускульный их характер (см. Маюскульное письмо, Минускульное письмо), описано унциальное письмо, установлено время распро­стра­не­ния устава, курсива и т. д.

Е. Э. Гранстрем.

Основы латинской палеографии были заложены Мабильоном, который ввёл деление письма на книжное и дипломатическое (письмо документов), выявил вестготский, лангобардский, англосакский и меровингский типы письма, получившие в 18 в. название национальных типов письма; в 1‑й половине 18 в. С. Маффеи доказал, что они являются результатом переработки античного (римского) письма. Латинская палео­гра­фия в 19 в. занималась выявлением, палео­гра­фи­че­ским изуче­ни­ем и публикацией национальных фондов руко­пи­сей. Появляются многочисленные факсимильные издания образцов средне­ве­ко­во­го письма и книжного орнамента, а также руко­пи­сей крупнейших библиотек (Ватиканской, Французской национальной библиотеки, библиотеки Британского музея и других). Создаются учебные заведения, готовящие палео­гра­фов и ведущие иссле­до­ва­тель­скую работу (париж­ская Школа хартий, флорентийская Школа палео­гра­фии и дипломатики и другие). В начале 20 в. Л. Траубе выдвинул принцип палео­гра­фи­че­ско­го изуче­ния руко­пи­сей по месту их создания — по группам средне­ве­ко­вых мастерских письма (амфиктиониям); историю письма он рассматривал как неотъемлемую часть истории культуры. К середине 20 в. был накоплен значительный фактический материал, потребовавший отказа от старой схемы развития латинского письма. На основе изуче­ния всех видов памятников письменности 1 в. до н. э.— 5 в. н. э. была предложена новая теория развития римского письма. Ж. Маллон показал, что формы строчных букв латинского алфавита появились уже в 3 в. в римском книжном письме; в основе его развития он видел видоизменение графики так называ­е­мо­го обычного письма, более беглого и свободного по сравнению с каллиграфическими формами, а причины развития — в изменении материальных условий письма, в связи с чем учёный предложил новую методику иссле­до­ва­ния, основанную на изуче­нии технических приёмов работы писца. Во 2‑й половине 20 в. был поставлен вопрос о палео­гра­фи­че­ском иссле­до­ва­нии «нового» письма (после 15 в.). С начала 20 в. центром изуче­ния каллиграфии 16—18 вв. стала Великобритания (школа С. Морисона). Возрос интерес к проблеме происхождения и развития готического письма 12—15 вв. Ставятся проблемы физиологии, психологии письма, поднимается вопрос о роли социальных и культурных условий в эволюции письма. Большое внимание уделяется характеристике индивидуальных почерков и их генезису в 13 в., выработке единой международной номенклатуры и терминологии. Изучаются методы анали­за письма с помощью лабораторных методов (напри­мер, голографии), исполь­зу­ют­ся ЭВМ.

Общие курсы по латинской палеографии вышли в ВНР (Л. Мецеи), ПНР (В. Семкович), ГДР (А. Гейштор, М. Хаман), ЧССР (И. Шебанек), СФНРЮ (В. Новак). В России начало латинской палео­гра­фии было положено О. А. Добиаш-Рождественской, которая впервые ввела её преподавание, а в советское время написала первую в СССР общую работу по латинской палео­гра­фии, составила каталоги руко­пи­сей, хранящихся в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Латинской палеографией описано историческое развитие типов латинского письма (капитальное письмо, унциал и полуунциал, каролингский минускул, готический минускул и гуманистический шрифт, лёгший в основу письма большинства европ. стран). Советские палео­гра­фы изучили генезис готиче­ско­го письма (Т. В. Луизова), его развитие в книгах (В. Л. Романова) и документах (Л. И. Киселёва). Истории латинского письма (до 18 в.) посвящена работа В. Н. Малова.

В. Л. Романова, В. Н. Малов.

Славяно-русская палеография подразделяется на глаголическую, изучающую памятники, написанные глаголицей, и кирилловскую, изучающую памятники, написанные кириллицей.

В средние века западные славяне применяли латиницу, хорваты и словенцы — глаголицу и латини­цу. В связи с характером письма выделяется палео­гра­фия древнейшей глаголицы и поздней (до 18 в.) хорватской глаголицы. Кириллица исполь­зо­ва­лась в Древней Руси, позднее — русскими, украинцами и белорусами; ею писали также южные славяне — болгары и сербы, а до внедрения католичества с его обязательным исполь­зо­ва­ни­ем латыни — молдовалахи (предки современных румын и молдаван). Так называ­е­мые новые латинские палео­гра­фии — чешская, польская, хорватская — разработаны мало из-за отсутствия древних, незначительного количества средне­ве­ко­вых руко­пи­сей на этих языках и раннего распро­стра­не­ния книгопечатания.

Главным направлением славяно-русской палеографии является кирилловская палео­гра­фия, но начи­ная с 15 в. выделяют русскую, или северо-восточную, украинскую, или юго-западную, белорус­скую, или западнорусскую, палео­гра­фию. Кирилловская палео­гра­фия включает в себя ряд общих вопросов: происхождение славянского письма и соотношение кириллицы с глаголицей, иссле­до­ва­ние видов кириллицы — устава, полуустава и скорописи, изуче­ние способов тайнописи, если в них исполь­зо­ва­лись буквы обычных для своего времени начертаний, но в специфическом — «тайном» — значении, анализ вязи.

Публикация и изучение древних письменных источни­ков в 18 — начале 19 вв. подготовили научное становление палео­гра­фии кириллической письменности. Основополагающее значение имели труды А. И. Ермолаева, К. Ф. Калайдовича, Е. А. Болховитинова (митрополита Евгения), который осуществил первое палео­гра­фи­че­ское описание древнейшей сохранившейся пергаменной грамоты Мстислава Великого новгородскому Юрьеву монастырю (1130), иссле­до­ва­те­ля и организатора археографических экспедиций П. М. Строева, А. Х. Востокова, В. М. Ундольского, П. И. Иванова, создателя первого опубли­ко­ван­но­го курса палео­гра­фии — И. П. Сахарова и других. В конце 19 — начале 20 вв. опубли­ко­ва­ны обобщающие теоретические иссле­до­ва­ния Срезневского, который дал анализ дати­ро­ван­ных памятников 11—14 вв., А. И. Соболевского, изложившего историю русской и славянской руко­пис­ной книги и рассмотревшего эволюцию букв, включая скоропись 15—17 вв., Е. Ф. Карского, пополнявшего и совершенствовавшего свой курс лекций с 1896 по 1928. В. Н. Щепкин в своём «Учебнике русской палео­гра­фии» (1918; переизд. с дополнениями М. В. Щепкиной, 1967) особое внимание уделил дати­ру­ю­щим начертаниям и истории их развития, изучал вязь, орнамент, обосновал расчёты по филиграням, разработал методы анали­за и дати­ров­ки руко­пи­сей по совокупности примет, разработал методику, определил характер и объём описания руко­пи­си. Курсы палео­гра­фии читались в университетах и других учебных заведениях; среди их создателей были Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, Д. И. Прозоровский, М. Н. Сперанский, И. В. Ягич, Р. Ф. Бранд, Н. М. Каринский, издавший альбом «Образцы письма древнейшего периода истории русской книги» (подготовлен в 1913, опубл. 1925), автор «Югославянской палео­гра­фии» (1904) П. А. Лавров, историки и археологи И. А. Шляпкин (основа­тель палео­гра­фии надписей на различных предметах) и И. Ф. Колесников.

В изучение скорописных почерков значительный вклад внесли Г. В. Есипов, В. В. Майков, И. С. Беляев. Украинскую скоропись ввёл в научное обращение И. М. Каманин, которому принадлежит первое в Европе сообщение (1905) о необходимости введения в палео­гра­фию методики точной фикса­ции измерительными приборами, в т. ч. транспортиром с нитью, компонентов буквенных начерта­ний, их расположения и углов наклона.

В 20—40‑х гг. 20 в. существенный вклад в развитие русской палео­гра­фии внесли иссле­до­ва­ния Каринского, уделившего значительное внимание так называ­е­мо­му социологическому элементу палео­гра­фии (отношения писцов и заказчиков и т. п.), Колесникова (скоропись 15—18 вв.), Сперанского (изуче­ние тайнописи); вышли учебные пособия М. Д. Приселкова (1938), А. М. Селищева (1939) и Н. В. Степанова (1941). С 50‑х гг. развитие славяно-русской палео­гра­фии вступило в новую фазу, что было связано с углублением внимания к истории русского, украинского и белорусского языков, для изуче­ния которых оказалось необходимым обращение к письменным источникам древности и средне­ве­ко­вья. Значи­тель­ный вклад в изуче­ние письма на берестяных грамотах внесли М. Н. Тихомиров, Щепкина, Л. П. Жуковская, А. В. Арциховский, В. Л. Янин. В это же время началось внедрение в палео­гра­фии методов химии и физики (Д. П. Эрастов). Осуществлялись специальные иссле­до­ва­ния фили­гра­ней (С. А. Клепиков, А. А. Гераклитов, З. В. Участкина, Т. В. Дианова, В. М. Загребин, А. А. Амосов и другие). Р. В. Булатова, В. В. Колесов, Р. В. Бахтурина, А. А. Зализняк занимались изуче­ни­ем надстроч­ных знаков, палео­гра­фию орнамента и инициалов систематизировали Т. Б. Ухова, Ю. А. Неволин и другие. С 1970 под руководством Жуковской, Н. Б. Тихомирова и Н. Б. Шеламановой ведётся органи­за­ци­он­ная и научная работа по составлению Сводного каталога славяно-русских руко­пис­ных книг, хранящихся в СССР.

Л. П. Жуковская.

В разработку южнославянской палео­гра­фии значительный вклад внесли сербскохорватские учёные. П. Солярич, А. Драгославлевич и другие опубли­ко­ва­ли в 1‑й половине 19 в. факсимильные издания образцов письма и орнаментики; во 2‑й половине 19 — начале 20 вв. В. (Е). Копитар, В. С. Караджич, Ф. Миклошич и другие иссле­до­ва­ли проблему происхождения глаголического письма. В это же время большое внимание уделяется кирилловской палео­гра­фии: палео­гра­фи­че­скому иссле­до­ва­нию руко­пи­сей (Л. Стоянович, Н. Родойчич и другие), криптографии (Д. Костич), филиграней (В. Мошин, С. Тралич). Во 2‑й половине 20 в. изучается так называ­е­мый курсивный тип кириллицы, послуживший основой для современного письма. В 19—20 вв. заметную роль в разработке южно­сла­вян­ской палео­гра­фии сыграли чешские учёные Й. Добровский, П. Й. Шафарик, Л. Гейтлер, В. Вондрак и другие, занимавшиеся преимущественно изуче­ни­ем глаголицы. В 20 в. важным центром иссле­до­ва­ний по южнославянской палео­гра­фии стала Болгария, где описанием и палео­гра­фи­че­ским анализом руко­пи­сей занимались Б. Цонев, Е. Георгиев, М. Стоянов, И. Гошев и другие. Славяно-молдавская палео­гра­фия разраба­ты­ва­ет­ся в СРР (Й. Богдан, Д. Миок). В конце 19 — 20 вв. южнославянской палео­гра­фи­ей стали заниматься в Великобритании (И. Тейлор, М. Гастер), Германии (Р. Абрихт, А. Лескин), Австрии (В. Леттенбауэр), Франции (В. Водофф).

С. М. Каштанов.

Начало развитию армянской палеографии положил в конце 19 в. Я. Ташян, член армянской монашеской конгрегации мхитаристов, существующей с 1‑й половины 18 в. на острове Сан-Ладзаро близ Венеции и также в Вене. Ташяну принадлежит каталог армянских руко­пи­сей мхитаристской библиотеки в Вене и первое пособие по армянской палео­гра­фии — «Обзор армянской палео­гра­фии» (1898, Вена, на арм. яз.), в котором рассмотрены вопросы дати­ров­ки отдельных видов армянского письма 5—18 вв. и дана их классификация, легшая в основу их современной классификации. В конце 19 — начале 20 вв. публикуются факсимильные издания армянских руко­пи­сей, в 1912 Г. Овсепян (Эчмиадзин) издал альбом факсимиле 143 образцов армянского письма 5—18 вв., материал которого был исполь­зо­ван Р. Ачаряном в его работе «Армянские письмена» (Вена, 1928, на арм. яз.; в 1984 включена в опубли­ко­ван­ный в Ереване одноимённый сборник работ по армянской письменности) для решения проблем возникновения и употребления отдельных видов армянского письма. Происхож­де­нию армянской письменности и её связи с арамейским письмом (см. Западносемитское письмо) посвящено иссле­д­ова­ние А. Г. Периханян, опубли­ко­ван­ное в 1966 (в кн.: «Переднеазиатский сборник», в. 2); в 1973 вышел труд А. Г. Абрамяна «Армянское письмо и письменность» (Ереван, на арм. яз.), в котором рассматриваются эволюция армянского письма, дати­ров­ка различных его видов и т. д. Палео­гра­фи­че­ское иссле­до­ва­ние армянских руко­пи­сей в СССР ведётся главным образом в Матенадаране — Институте древних руко­пис­ей им. Маштоца при Совете Министров Армянской ССР, обладающем крупней­шим в мире собранием армянских руко­пи­сей. В генеральном каталоге этих руко­пи­сей (издаёт­ся с 1984) воспроизводятся образцы письма охваченных описанием текстов. Институт археологии и этнографии АН Армянской ССР издаёт с 1960 «Свод армянских надписей».

К. Н. Юзбашян.

Зарождение грузинской палеографии как научной дисциплины (конец 19 в.) связано с именем Д. З. Бакрадзе, определившего периодизацию всех видов грузинского письма и опубли­ко­вав­ше­го палео­гра­фи­че­ские таблицы. Одна из основных проблем в иссле­до­ва­ни­ях грузинских учёных — происхож­де­ние грузинского письма, чему посвящены работы Г. В. Церетели («Армазское письмо и проблема происхож­де­ния грузинского алфавита», 1948—49, на груз. яз.) и Р. М. Патаридзе («Грузинское письмо „Асомтаврули“», 1980, на груз. яз.). Значительный вклад в развитие грузинской палео­гра­фии внёс И. А. Джавахишвили. В 1958 на базе отдела руко­пи­сей Музея Грузии в Тбилиси образован Институт руко­пи­сей АН Грузинской ССР.

С. С. Какабадзе.

Арабская палеография изучает памятники, написанные буквами арабского алфавита (см. Арабское письмо). Описание почерков было предпринято с практическими целями ещё в 10 в.

В Европе изучение арабских надписей и руко­пи­сей началось в 17 в. С 18 в. иссле­ду­ет­ся проблема происхождения арабского письма, хронологической последовательности письма куфи и письма насхи, причём многие европейские учёные 18 — начала 19 вв. ошибочно считали последнее более поздним, в то время как в действительности оба вида возникли одновременно. В 18 в. появились первые палео­гра­фи­че­ские таблицы Л. Адлера (сирийское арабское письмо и куфи), Э. Фурмона (куфи по руко­пи­сям Корана). В 1828 вышел 2‑томный труд Ж. Ж. Марселя «Арабская палеография», включающий усовершенствованные таблицы и положивший начало систематическому изуче­нию арабского письма. В 19 в. началось интенсивное собирание и изуче­ние памятников, подготавливались их научные описа­ния, включа­ю­щие палео­гра­фи­че­ский анализ; сложились основные собрания руко­пи­сей и крупнейшее собрание арабских папирусов (Вена). Первые публикации папирусов осуще­ствил в 1‑й половине 19 в. А. Сильвестр де Саси; в конце 19 в. многие работы посвятил им И. Карабачек, в начале 20 в. — К. Х. Беккер. Во 2‑й половине 19 в. появляются специальные палео­гра­фи­че­ские труды М. Ланчи, У. Райта, В. Т. Альвардта, О. Уда. Фундаментальные работы М. ван Бершама (конец 19 в.) и С. Флюри (20‑е гг. 20 в.) заложили основу для дальнейших иссле­до­ва­ний в области эпиграфики.

В России собирание арабских руко­пи­сей и копирование надписей началось при Петре I. Значи­тель­ные собрания руко­пи­сей и других памятников арабского письма сосредоточились в созданном в 1818 при Кунсткамере Восточном кабинете (ныне Отдел руко­пи­сей Ленинградского отделения Института народов Азии АН СССР — виднейшее хранилище арабских руко­пи­сей). Возглавивший кабинет Х. Д. Френ положил начало изуче­нию крупных собраний арабский руко­пи­сей в России, класси­фи­ци­ро­вал и установил терминологию для разновидностей куфи. Со 2‑й половины 19 в. усилилась работа по описанию и публикации памятников арабского письма, что способствовало накоплению палео­гра­фи­че­ских наблюдений. Н. В. Ханыков показал необходимость учитывать место написания памятника при палео­гра­фи­че­ском анализе. Советские учёные продолжили научные иссле­до­ва­ния, публикации араб­ских надписей и руко­пи­сей. Значи­тель­ная часть иссле­до­ва­ний (работы О. Г. Большакова, М. М. Дьяконова, В. А. Крачковской и других) базируется на изуче­нии памятников арабского письма на территории СССР (Средняя Азия, Закавказье).

В. А. Крачковская.

Своеобразие развития китайской палеографии обусловлено спецификой китайского письма. Вплоть до 20 в. китайская палео­гра­фия как самостоятельная научная дисциплина не существовала и палео­гра­фи­че­ские иссле­до­ва­ния являлись составной частью 3 смежных отраслей науки: так называ­е­мой науки о письменности, эпиграфики и каллиграфологии. «Наука о письменности», возник­шая в 9—10 вв., изучала начертание, произношение и семантику иероглифов словаря «Шовэнь» 說文 (рубеж 1—2 вв.). Исследование древних начертаний «Шовэня» проводилось особенно широко в 18 в. (Дай Чжэнь 戴震, Гуй Фу и другие). Эпиграфика возникла в 11—12 вв. на базе изуче­ния надписей на бронзо­вых сосудах 11—6 вв. до н. э. В конце 19 в. после открытия гадательных костей с надписями 14—11 вв. до н. э. эпиграфика стала также изучать иероглифы с середины 2‑го тыс. до н. э. С 30‑х гг. 20 в. надписи на костях с палео­гра­фи­че­ской точки зрения изучаются многими китай­ски­ми и япон­ски­ми учёными; Дун Цзобинь 董作賓 заложил основы дати­ров­ки гадательных надписей по графическим особенностям письма. Каллиграфология иссле­ду­ет памятники письменности (главным образом на твёрдом матери­а­ле) в основном 4—8 вв. — периода формирования современного почерка кайшу 楷書. Наблюдается тенденция к формированию единой китайской палео­гра­фии, изучающей общие законо­мер­но­сти разви­тия китайского письма.

М. В. Крюков.