группа семитских языков. И. М. Дьяконов определяет А. я. как подгруппу в северо-центральной группе семитских языков среднего состояния.
Древнейший период представлен староарамейскими надписями из Дамаска, Хамы, Арпада, Шамаля, Ассирии (9—7 вв. до н. э.), классическим, или «имперским», арамейским языком ахеменидских канцелярий (6—4 вв. до н. э.), разновидностью которого является библейско-арамейский (отдельные слова, предложения и главы в Ветхом завете, 5—2 вв. до н. э.). А. я. более позднего времени разделяются на западную (близкие к староарамейскому) и восточную диалектные группы. Западная группа включает:
набатейский (1 в. до н. э. — 2 в. н. э.);
пальмирский (1 в. до н. э. — 3 в. н. э.; оба языка иногда причисляются к староарамейским);
иудейско-палестинский язык (последние века до н. э. — первые века н. э.) с двумя разновидностями — языком кумранского «Апокрифа книги Бытия» (1 в. до н. э.), таргумов Онкелос (арамейский перевод Пятикнижия, называемый также «Вавилонским таргумом») и Ионатана (арамейский перевод книг Пророков) и галилейским диалектом, представленным в основном некоторыми мидрашами (толкованиями отдельных книг Ветхого завета) и арамейскими частями Иерусалимского талмуда;
самаритянский язык («Самаритянский таргум», 4 в., и другие более поздние источники);
христианско-палестинский диалект мелькитов, использовавший сирийское письмо (отрывки из Ветхого завета, литургические тексты, 5—7 вв.);
современные диалекты поселений Баха, Джуббадин, Малула близ города Дамаск.
Восточная группа включает:
сирийский язык, распространившийся из района Эдессы до Ирана и разделившийся в 5 в. на западносирийский (яковитский) и восточносирийский (несторианский) диалекты (надписи 1 в., богатая христианская теологическая литература 3—14 вв.) (древнейший шрифт — «эстрангела», из которого развились яковитский — «серто» — и несторианский шрифты; см. Западносемитское письмо); начиная с 8 в. сирийский язык постепенно вытеснялся арабским языком;
вавилонско-арамейский язык (Вавилонский талмуд, около 4—6 вв., и некоторые магические тексты, с 5—6 вв.);
мандейский — диалект гностической секты мандеев (с 3 в.) — использует специфический вариант древнеарамейского письма, причём некоторые буквы регулярно обозначают гласные (современный мандейский говор сохранился у немногих представителей секты, живущих в Иране и Ираке, — главным образом для культовых нужд, наряду с арабским языком);
современный так называемый ассирийский язык (новосирийский).
Из общесемитского состава согласных в А. я. выпали ṣ́ (> γ) и s̱ (> h). Процесс фонетического изменения неэмфатических взрывных b, p, d, t, g, k завершается уже в начале средних веков регулярным переходом в спиранты в поствокальной позиции; в новоарамейских наречиях спирантизованные варианты этих согласных выступают как самостоятельные фонемы. В древнейшем периоде, вероятно, сохранялись интердентальные ṯ, ḏ, ṯ̣, но к середине 1‑го тыс. н. э. ṯ > t, ḏ > d, ṯ̣ >ṯ; ḏ̣ > ʿ или q; ṣ́ >s; ḫ > ḥ; g > ʿ. В западных А. я. часты редукции ʻ > ʼ; ḥ > h, приводящие к ʼ > ø; h > ʼ > ø. В новоарамейских диалектах появились новые согласные: альвеолярные аффрикаты ǧ и č (< t), альвеолярный спирант ž. О гласных древнего и среднего периодов можно судить в основном только по библейско-арамейской и сирийской письменностям, имеющим огласовку с 6 в. Восточносирийские диалекты сохраняют более древний вокализм, в то время как в западносирийских ā > ō, ō > ū, o > u, ē > ī (в некоторых типах слов). Ударение в А. я. падает в основном на последний слог; вследствие выпадения безударного гласного в ауслауте и перехода ударения на конец слова последний слог оказывается закрытым и долгим; краткие гласные в открытом предударном слоге редуцируются в шва (см. Ларингальная теория) или выпадают; в закрытом безударном слоге краткие a, i > e, краткое ударное u > o; в последнем открытом слоге ī > ē . К концу 7 в. конечные открытые слоги начинают терять ударение.
Имя в А. я. имеет 2 грамматических рода (мужской и женский), 2 числа (единственное и множественное; следы двойственного числа сохранились только в числительных и в названиях парных частей тела) и 3 статуса: status absolutus (общесемитский status rectus), status constructus, status emphaticus. В новоарамейских диалектах статусы практически перестали существовать. Показатель определённого состояния, суффиксальный артикль ‑a постепенно теряет дефинитивную функцию, становясь нормальным окончанием имени, вследствие чего в некоторых новоарамейских диалектах возникает (из указательных местоимений) префиксальный артикль. Именное склонение полностью исчезло. Самостоятельные личные местоимения несут функцию субъекта, иногда они энклитически присоединяются к предикату; местоименные суффиксы выражают притяжение, присоединяясь к именам, и объект — присоединяясь к глаголам и предлогам.
Из общесемитских глагольных пород в А. я. представлены основная, или простая, интенсивно-каузативная и каузативная; от каждой из трёх пород образуются соответствующие рефлексивные породы с помощью префикса t‑; функции пассива, образуемого с помощью внутренней флексии, со временем берут на себя рефлексивные формы. В А. я. древнего периода преобладает классическая двухвидовая система спряжения глагола: суффиксальная спрягаемая форма (перфект, совершенный вид) и префиксальная спрягаемая форма (имперфект, несовершенный вид), которые в новоарамейских диалектах постепенно вытесняются спряжением по временам, основанном на отглагольных именах (причастиях и инфинитивах) со спрягаемыми формами вспомогательного глагола «быть». Кроме индикатива и императива А. я. различают пассив, сохранился реликтовый показатель энергетива, в современных говорах образуются формы конъюнктива и условного наклонения. Порядок слов в предложении относительно свободный.
В лексике — заимствования из аккадского, древнееврейского (в особенности в библейско-арамейском), персидского, греческого (особенно в сирийском) и латинского языков, позже — из арабского, турецкого, курдского языков, а также из европейских.
Можно считать, что изучение А. я. началось уже с комментариев к Ветхому завету, особенно ценной была деятельность масоретов, разработавших систему огласовки. Из средних веков известно много грамматических трудов восточных и западных учёных (в т. ч. и живших в Испании), например грамматический трактат Григория Иоанна бар Эбрея (Абу-ль-Фараджа, 13 в.), посвящённый сирийскому языку, с диалектологическими замечаниями, анонимный еврейско-арамейско-арабский словарь «Ха-Мелиц» (10—12 вв.), труд Табии бен Дарта о диакритических знаках самаритян, письменности и др. Изучение А. я. европейскими учёными начинается уже в новое время, в основном через древнееврейский язык (например, в 17 в. И. Буксторф Старший и его сын И. Буксторф Младший составили большой словарь древнееврейского и библейско-арамейского языков). С конца 18 — начала 19 вв. начинается интенсивное развитие семитологии, в т. ч. и изучение А. я.
В СССР изучением А. я. занимается ряд учёных; опубликованы отдельные исследования, издания надписей (М. Н. Боголюбов, А. Я. Борисов, Дьяконов, П. К. Коковцов, А. Г. Периханян, К. Б. Старкова, Г. А. Тирацян, К. Г. Церетели), папирусов (Боголюбов, И. М. Волков), работы по отдельным А. я.: самаритянскому (Л. Х. Вильскер), сирийскому (Г. М. Глускина, Церетели), западноарамейскому (Г. М. Демидова), новоарамейским диалектам (Церетели, Н. В. Юшманов); И. Н. Винниковым составлен словарь арамейских надписей («Палестинский сборник», в. 3, 4, 7, 9, 11, 13, 1958—65).
А. А. Папазян.