Лингвистический энциклопедический словарь

Звукосимволи́зм

(звуковой символизм, фонетический символизм, символика звука) — закономерная, не произволь­ная, фонетически мотиви­ро­ван­ная связь между фонемами слова и полагаемым в основу номинации незвуковым (неакустическим) признаком денотата (мотивом). Звуко­сим­во­ли­че­ские слова (идеофоны, образные слова) особенно часто обозначают различные виды движения, световые явления, форму, величину, удалённость объектов, свойства их поверх­но­сти, походку, мимику, физиологическое и эмоциональное состояние человека и животных, например англ. totter ‘идти неверной походкой; трястись, шататься’, кхмер. тотре:т-тотроут ‘ходить пошаты­ва­ясь’, лат. bulla ‘водяной пузырь’, индонез. bulat ‘круглый’. Разработаны методика опознания звуко­сим­во­ли­че­ских слов, критерии их выделения (вариативность, редупликация, экспрессивная геминация, типо­ло­ги­че­ское сходство звуко­сим­во­ли­че­ских слов по языкам мира и др.). Звуко­сим­во­ли­че­ски­ми являются не только те слова, которые ощущаются таковыми современными носителями языка, но и те, в которых эта связь в ходе развития языка оказалась ослабленной (и даже на первый взгляд утра­чен­ной), но в которых с помощью метода фоносемантического анализа данная связь выявля­ет­ся (это верно и для слов звуко­под­ра­жа­тель­ных). Некоторые учёные определяют звуко­сим­во­лизм как такую связь между означаемым и означающим, которая носит не произволь­ный, мотивированный характер. Однако это опреде­ле­ние не позволяет отличить фонетически мотиви­ро­ван­ные слова, в которых действует звуко­сим­во­лизм, ни от слов, вторично (морфологически, семантически) мотивированных, ни от первично (фонетически) мотиви­ро­ван­ных слов, в которых действует звукоподражание. Звуко­сим­во­ли­че­ские основы в языках мира обладают чрезвычайно высокой продуктивностью. Выделяясь семантически и структурно, многие звуко­сим­во­ли­че­ские и звуко­под­ра­жа­тель­ные слова образуют особые разряды в составе глагола и других частей речи.

Звукосимволическая подсистема языка входит (наряду со звукоподражательной подсисте­мой) в звукоизобразительную систему языка. Звукосимволизм в современных языках носит статисти­че­ский характер. Различают звуко­сим­во­лизм субъектив­ный (связь между звуком и значением в психике человека) и объектив­ный (связь между звуком и значением в словах языка). Важней­шие компо­нен­ты психофизиологические основы звуко­сим­во­лиз­ма — синестезия и кинемика. Синестезия — феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответ­ству­ю­щее данно­му раздражителю и специфическое для данного органа чувств, сопро­вож­да­ет­ся другим, дополни­тель­ным ощущением или образом, часто характерным для другой модальности. Кинемика — совокупность непроиз­воль­ных движений мышц, сопровожда­ю­щих ощущения и эмоции.

Вопрос о связи между звуком и значением ставился многими учёными в различные периоды развития науки (Платон, Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов и другие). В 18—19 вв. изучение звуко­сим­во­лиз­ма шло преимущественно в плане звуко­подра­жа­тель­ной и междометной теорий происхож­де­ния языка (Г. В. Лейбниц, В. Гумбольдт и другие). В отечественном языкознании работы по звуко­сим­во­лиз­му длительное время рассматривались как «лежащие вне науки»; с 50—60‑х гг. 20 в. наметилась тенден­ция к глубокому изучению этого явления. Звукосимволизм и звукоподражание исследуются в связи с проблемами мотивированности языкового знака, теории детской речи, стилистики и поэтики, лингви­сти­че­ской типологии, экспери­мен­таль­ной психологии, психо­лингви­сти­ки. В 70—80‑х гг. звуко­сим­во­лизм стал рассматриваться также в рамках фоносемантики (изучающей звуко­изобра­зи­тель­ную систему языка с простран­ствен­ных и временны́х позиций).

С. В. Воронин.