одна из двух основных ветвей китайско-тибетской семьи языков (см. Китайско-тибетские языки). Распространены в Мьянме (бывшей Бирме), Китае, Индии и Непале, где живёт свыше 95% тибето-бирманцев, но только в Мьянме они составляют большинство населения. Общее число говорящих около 60 млн. чел., в т. ч. на бирманском языке — около 29 млн. чел. (1983, оценка).
Выделяется несколько основных групп Т.‑б. я., но многие языки не входят ни в одну из них или могут быть отнесены к определённой группе только предположительно. Важнейшая группа — лоло-бирманская (см. Лоло-бирманские языки) в Мьянме и КНР, в провинциях Юньнань и Сычуань (около 37 млн. говорящих): бирманский язык, язык и (диалекты носу, насу, ньи, лолопхо, пхова и др.), лису, хани (или акха), лаху, наси (или нахи, мосо) и др. Почти неизвестный язык народа пью, населявшего Мьянму до прихода бирманцев, был тибето-бирманским, но не входил в лоло-бирманскую группу. Тибетская группа включает тибетский язык с его диалектами (свыше 5 млн. чел.) и языки таманг-гурунг (до 1 млн. чел.). На тибетском языке говорят тибетцы КНР (Тибет, Цинхай, Сычуань), бхотии и шерпы Бутана и Непала, ладакхи и балти в Северной Индии. Языки таманг (мурми) и гурунг распространены в Непале западнее и севернее Катманду. Группа куки-нага, или чин-нага, в Северо-Восточной Индии и Мьянме (свыше 3 млн. чел.) включает десятки языков, важнейшие из них — манипурский (манипури, мейтхей) в Манипуре и лушей (мизо) в Мизораме (Индия). В эту же группу, возможно, входит язык микир в Ассаме. Языки каренской группы (свыше 3 млн. чел.) распространены в Мьянме, вдоль границы с Таиландом, и частично в Таиланде. На языках бодо-гаро [бодо (или боро, качари), гаро, типера и некоторых других] говорит около 2 млн. чел. в индийских штатах Ассам, Мегхалая и Трипура. По-видимому, с ними должны быть объединены в одну группу некоторые языки нага (коньяк), а также цзинпо, или качин (около 600 тыс. говорящих в Мьянме и Юньнани), и несколько исчезающих или исчезнувших языков в Мьянме, Манипуре и Бангладеш (языки луи). К восточно-гималайской группе относятся многочисленные языки восточного Непала (около 650 тыс. чел.), среди которых наиболее известны лимбу и сунвар. Небольшую западно-гималайскую группу составляют языки канаури, рангкас и другие, на которых говорят около 60 тыс. человек в Северной Индии у западной границы Непала.
Языки, не входящие в определённую группу (или группы, состоящие только из 2—3 близкородственных языков), сосредоточены в основном в трёх географических районах: в Сычуани и Юньнани, вдоль восточной границы ареала тибетского языка; в Индии вдоль китайской границы, восточнее Бутана; в Непале и Сиккиме. В первом районе можно отметить языки цян (рма), гьярунг (джарунг, кэру), пуми (прими, сифань), а также ну в Юньнани и Мьянме; на каждом из них говорят несколько десятков тысяч человек. Здесь есть и некоторые другие языки, о которых известно очень мало или на которых говорит очень небольшое число людей; многие из них объединяются вместе с пуми под общим китайским названием «сифань». Самым восточным тибето-бирманским народом являются туцзя в провинции Хунань (КНР), насчитывающие до 3 млн. чел., но лишь небольшая часть их сохранила собственный язык, почти неизученный и вытесняемый китайским. К этому же географическому району относился вымерший тангутский язык — язык государства Си-Ся (на территории современной провинции Ганьсу и соседних районов Китая), на котором в 11—13 вв. существовала обширная литература. Важнейшим языком второго района является абор-мири (племена абор и мири, насчитывающие вместе 400 тыс. чел., говорят на диалектах одного языка). К нему близок дафла (40 тыс. чел.). Другие языки этого района — миджу, дигаро (мишми), ака (хрусо) — не составляют единой группы. В Непале неварский язык, или невари (южнее Катманду), насчитывает свыше 450 тыс. говорящих, магар (в западной части страны) — свыше 300 тыс. Восточнее, в Сиккиме, одним из основных языков, наряду с тибетским, является ронг, или лепча (35 тыс. чел.). Во всех трёх районах время от времени обнаруживаются языки, прежде неизвестные науке; так, в 1973 был впервые описан язык кхам, на котором говорят около 45 тыс. чел. в зоне Дхаулагири (Непал).
Т.‑б. я. — слоговые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Морфемы, как правило, состоят из одного слога, хотя возможны и исключения. Слог имеет постоянную структуру; сочетания согласных возможны только в начале слога, в конечной позиции встречаются лишь немногие согласные. Во многих языках есть тон. В словообразовании преобладает сложение корней. Отношения между словами в предложении выражаются порядком слов и служебными морфемами, обычно легко отделяющимися от корня. Служебные морфемы преимущественно постпозитивные. В большинстве языков сказуемое занимает последнее место в предложении, ему предшествуют подлежащее, дополнения и обстоятельства, порядок расположения которых может меняться. Из определений некоторые, например притяжательные, помещаются перед определяемым, другие, например качественные, — после него, ср. лису e¹ ba²ba⁵ a¹mo³ ‘его отца лошадь’, но a¹mo³ phu⁴ ‘белая лошадь’, букв. — ‘лошадь белая’. Многие Т.‑б. я. — эргативные, т. е. название субъекта переходного глагола в них получает специальный показатель, в то время как название субъекта непереходного глагола, так же как название объекта, не имеет показателя; ср. классический тибетский khong ’gro ‘он идёт’, но khong-gis rtag bsad ‘он убил тигра’,
Некоторые Т.‑б. я. имеют идеографическое или слоговое письмо (мёртвый тангутский, наси, и), другие пользуются алфавитами индийского происхождения (мертвый пью, тибетский, бирманский, неварский, ронг, каренские языки). Для некоторых языков Китая и северной Мьянмы сравнительно недавно созданы письменности на латинской основе.
Т.‑б. я., кроме тибетского и бирманского, изучены недостаточно. Только для немногих из них имеются надёжные и достаточно полные фонетические и грамматические описания, большие словари. С 40‑х гг. 20 в. началось сравнительное исследование отдельных групп Т.‑б. я. — каренской, лоло-бирманской, куки-нага, бодо-гаро. В СССР также изучаются Т.‑б. я.; выдающимся достижением советской науки была дешифровка Н. А. Невским тангутской письменности («Тангутская филология», опубл. посмертно в 1960; Ленинская премия, 1962).
С. Е. Яхонтов.