Лингвистический энциклопедический словарь

Моско́вская фортуна́товская шко́ла

(московская лингвистическая школа, «формальная» лингвистическая школа) — направление, сложив­ше­е­ся в результате научной и преподавательской деятельности Ф. Ф. Фортунатова в Московском университете в 1876—1902, занимавшее центральное положение в отечественном языкознании (русистика, славистика, компаративистика, общая теория языка) и оказавшее суще­ствен­ное влияние на развитие отечественного (а в известной мере — и европейского) языко­зна­ния. М. ф. ш. называют иногда «формальной», так как психологизму младо­грам­ма­ти­ков (см. Младограм­ма­тизм) она противо­по­ста­ви­ла необходимость поиска собственно лингви­сти­че­ских «формальных» критериев при иссле­до­ва­нии языка для всех областей языкознания, тяготевших к концу 19 в. либо к психологии (в морфо­ло­гии), либо к физиологии (в фонетике), либо к логике (в синтаксисе), либо к «истории народа» (в лексико­ло­гии). Пафос М. ф. ш., по словам Л. Ельмслева, «в протесте против смешения грамматики с психологией и логикой». М. ф. ш. внесла суще­ствен­ный вклад в процесс осознания единства и целостности языко­зна­ния соответ­ствен­но самой природе языка как целостного предмета науки, предопределив направ­ле­ние поиска более совершенных методов и приёмов лингвистического анализа. Учениками Фортунатова были А. А. Шахматов, М. М. Покровский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново, А. М. Пешковский, В. К. Поржезинский, В. М. Истрин, В. Н. Щепкин, Б. М. Ляпунов, А. И. Томсон, С. М. Кульбакин, а также зарубежные учёные О. Брок, А. Белич, Э. Бернекер, Н. ван Вейк, Х. Педерсен, Т. Торбьёрнссон, Ф. Зольмсен, И. Ю. Миккола, Й. Богдан, М. Мурко и другие.

Фортунатов — индоевропеист-компаративист, славист, индолог и литуанист, знаток многих индо­евро­пей­ских языков, специалист в области сравнительно-исторической фонетики и акценто­ло­гии, палео­гра­фии и орфографии, внесший важный вклад в разработку теоре­ти­че­ской грамматики. Его научная деятельность началась с изучения литовских говоров (1871) и древней­ших памятников письменности ведического языка и санскрита. Магистерская диссертация «Sāmaveda — Āraṇyaka — Saṃhitā» (1875) включала в себя критическое издание, перевод и комментарий текста памятника, а также «Приложе­ние», где излагались фундамен­таль­ные положения сравнительно-исторического метода, было выдвинуто положение о том, что праиндоевропейский язык, как и всякий живой язык, «должен был иметь за собой богатую историю и диалектное членение», дана критика бытовавшего преувеличения значения данных санскрита и других индийских письменных источников при реконструкции праиндо­евро­пей­ско­го языка. Фортунатову принадлежит ведущая роль в создании систематических сравни­тель­но-исторических грамматик индоевропейских языков (лекционные курсы с 1876). Здесь он развивал взгляды на язык как систему, строго различал описательный и истори­че­ский подходы (синхронию и диахронию), реально засвидетельствованные факты и гипотетически реконструируемые, отдавая предпочтение свидетельству живой народной речи. Признавая сравнение средством реконструкции предшествующего состояния с целью выявления истории конкретного языка, он призывал искать «законы, управляющие фактами», «взаимосвязь и причины иссле­ду­е­мых явлений». Постулат безысклю­чи­тель­но­сти фонети­че­ских законов и связанная с ним методика установ­ле­ния относительной хронологии органи­че­ски вытекают из его целостной концепции. Фортунатов, по свидетельству Шахматова, «шёл впереди западноевропейской лингви­сти­ки».

Жёсткой модели родословного древа младограмматиков с концепцией последовательного распада праязыка Фортунатов противопоставил теорию дивергентно-конвергентной эволюции языка, обуслов­ли­ва­е­мой дифференциацией и распадением «общественных союзов» или их объединением в более крупные. Положение о взаимосвязи истории языка с историей общества он углублял требованием разграничивать внешние и внутренние связи и причинность. Ему принадлежит ряд открытий в области сравнительно-исторической грамматики индо­евро­пей­ских и славянских языков: теория сонантов, s-mobile, лабиальный ряд задненёбных, состав вокализма индоевропейского языка, слабая ступень чередований, связь долготы и характера интонации, закон переноса ударения в балтийских и славян­ских языках (см. Фортунатова — Соссюра закон), относительная хронология 1‑й и 2‑й палатализации в праславянском и др.

Развивая идеи Фортунатова, его ученики добились выдающихся успехов в области рекон­струк­ции праславянского языка (Поржезинский, Миккола, Торбьёрнссон, Белич, Кульбакин) и древнерусского языка (Шахматов, Дурново). Разработка приёмов относительной хронологии (Педерсен) позволила подвести важнейшие фонетические процессы праславян­ско­го языка под две основные тенденции — тенденции к палатализации и к открытому слогу (ван Вейк и другие). Ученики Фортунатова заложили основы праславянской акцентологии (Шахматов, М. Г. Долобко, Кульбакин, ван Вейк), морфологии (Поржезинский, Г. К. Ульянов, Ляпунов) и праславянской лексикологии (этимо­ло­ги­че­ский словарь Бернекера). Дальнейшая разработка и реализация фортунатовских принципов издания и анализа памятников письменности (Щепкин, Кульбакин, А. И. Яцимирский) привели к требованию строго разграничивать не только звук и букву, но и графику и орфографию, орфоэпию (идея Дурново о специфике книжного произношения) и лишь затем — собственно фонетику, как отражение говора писца, постоянного взаимодействия «книжного наречия» и живых диалектов (Шахматов). Живая народная речь всегда была в центре внимания учёных фортунатовского направления (Шахматов, Брок, Е. Ф. Будде), им принадлежит первый образец системного описания отдельного говора (Дурново) и первый опыт диалекто­ло­ги­че­ской карты восточнославянских языков (Ушаков).

В 1903 в Москве была создана по инициативе Шахматова Московская диалекто­ло­ги­че­ская комис­сия, в кото­рую вошли ученики и последователи идей М. ф. ш.

Углубляя учение Фортунатова об «общественных союзах» как социальном субстрате языкового дробле­ния либо схождения, Н. С. Трубецкой ввёл разграничение двух типов языковых групп: языковые семьи — результат общности происхождения, родства, дивергенции (расщепления, распада) некогда единого языка-предка, характеризуются унаследованной общностью, и языковые союзы — результат конвергенции (схождения, сближения) самостоятельных языковых систем, характе­ри­зу­ют­ся благо­при­обре­тён­ной общностью языковых явлений.

Теория Фортунатова о форме слова как результате «живых соотношений» (сходства и различия их «формальной принадлежности»), «существующих в данном языке в данную эпоху», положила начало разграничению форм словоизменения и словообразования, строгому разграничению внешней и внутренней формы (значения и его формального выражения) в учении о грамматических категориях и разрядах слов, в учении о частях речи. Всё это легло в основу современной морфологии, оформив­шей­ся в самостоятельную научную дисциплину усилиями учёных фортунатовского направления (Шахматов, Дурново, С. О. Карцевский, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов и другие). До Фортунатова этот раздел грамматики назывался «этимологией», границы между современным и историческим слово­про­из­вод­ством, между морфологией и собственно этимологией были зыбкими. Фортунатов следует критерию морфологического строения слова в типологической классификации языков, пронизанной идеей динамизма и хронологической иерархии типов (языки изолирующие или корневые, агглюти­ни­ру­ю­щие, флективные). Формальные классы слов, по Фортунатову, не универсальны, не раз навсегда заданы, а различны в разных языках на разных этапах их развития. Усилиями учёных М. ф. ш. чисто генети­че­ский подход к реконструкции древнейшего состояния языка уступил место генетико-типологическому с требованием подкреплять реконструируемые модели данными типологии (Р. О. Якобсон и другие).

Учение Фортунатова о форме словосочетания и способах связи между его членами легло в основу синтаксиса, теоретические основы которого разрабатывались Шахматовым, Пешковским, М. Н. Петерсоном и другими на материале русского языка.

Разграничение внутренней и внешней, а именно содержательной и звуковой форм слова, идея о взаимосвязи между словами отдельного языка, а также представление о материальности языкового знака легло в основу семасиологии, оформившейся в особую научную дисциплину в трудах учеников Фортунатова (Покровский и его ученики) как учение о строгих законах семантических сдвигов, вскрыть которые возможно лишь при изучении связей данного слова с другими словами того же языка (синонимия, семантическое поле, морфологическое оформление) и с историей общества.

Сосредоточив усилия на историческом аспекте изучения языков, главным образом славянских, М. ф. ш., строго разграничивая диахронию и синхронию, постепенно обращалась к проблемам синхро­нии. Шахматов ввёл университетский курс современного (русского) языка, описание языка в синхрон­ном аспекте. Учёные фортунатовского направления занимались теорией и практикой нормали­за­ции и демократизации литературного языка. Фортунатов и Шахматов руководили подготовкой реформы русско­го правописания (1918). В 1889 Фортунатов сформулировал задачу и наметил пути сближения школьной и научной грамматики с целью совершенствования преподавания родного (русского) языка в школе, что было осуществлено его учениками и последователями его идей.

Фортунатов создал целостную систему лингвистического образования, введя в практику вузовского преподавания теоретические курсы общего и сравнительного языкознания, спецкурсы по санскриту, готскому и литовскому языкам. Его последователи создали ряд оригинальных пособий по введению в языковедение (Томсон, Поржезинский, Ушаков, А. А. Реформатский и другие). Уточнение предмета языкознания и его отдельных разделов привело к разграничению фонетики и фонологии (Трубецкой и другие), сравнительной грамматики славянских языков и грамматики общеславянского (праславян­ско­го) языка (Поржезинский, Миккола и другие), исторической грамматики и истории литовского языка (Виноградов и другие).

Идеи и методы лингвистической науки, разработанные Фортунатовым и его школой, будучи апроби­ро­ван­ны­ми на материале русского и славянских языков, были перенесены в финно-угроведение (Д. В. Бубрих и другие), тюркологию (Н. К. Дмитриев и другие), кавказоведение (Н. Ф. Яковлев и другие), германистику (А. И. Смирницкий и другие). Фундаментальные положе­ния М. ф. ш. сыграли существенную роль в создании лингвистической концепций пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка, а также массачусетской ветви американского структу­ра­лиз­ма (Якобсон и его ученики).

В. К. Журавлёв.