традиция исследования языка, сложившаяся и существовавшая в культурном ареале Арабского халифата в 7—14 вв.
А. я. т. зарождается на Ближнем Востоке в период становления науки об арабской словесности; в её создании и развитии принимают участие представители разных народов; она складывается на основе научных трактатов, посвящённых классическому арабскому языку и написанных исключительно на этом языке. Возникшая в результате эмпирического изучения классической арабской речи (поэтической и прозаической), А. я. т. характеризуется практической направленностью. Её становление относится ко времени объединения арабских племён в единое государство, когда возникает необходимость социального функционирования языка, общего для всех племён Аравийского полуострова, — койне, задачи установления норм которого обусловливаются в дальнейшем сферой его функционирования во всех отраслях общественной жизни Арабского халифата, когда обучение языку Корана и сохранение его чистоты приобретают особое значение.
А. я. т. получает начало в единой науке об арабской словесности и выделяется как самостоятельное учение о грамматике и лексике классического арабского языка и об арабской риторике в результате дифференциации филологических исследований. Традиционная теория арабского языка разрабатывается и развивается в басрийской (г. Басра), куфийской (г. Куф), багдадской (г. Багдад), андалусской (Испания) и египетско-сирийской филологических школах.
В 7 в. описанием отдельных грамматических явлений арабского языка занимается басриец Абу-ль-Асуад ад-Дуали أبو الأسود الدؤلي, которому принадлежит введение в арабское письмо дополнительных графических знаков для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения. К этому времени относится также деятельность Насра ибн Асыма نصر بن عاصم и Яхьи ибн Ямары يحيى بن يعمر, которые создали системы диакритических знаков для различения ряда сходных по начертанию арабских графем.
В 1‑й половине 8 в. басрийские филологи Ибн Аби Исхак аль-Хадрами بن أبي اسحاق الحضرمي, Иса ибн Умар ас-Сакафи عيسى بن عمر الثقفي и Абу Амр ибн аль-Алла أبو عمرو بن العلاء разрабатывают основы описательного анализа норм классического арабского языка; 2‑я половина 8 в. характеризуется становлением теории арабского языка как самостоятельного раздела филологической науки. Важную роль в формировании проблематики и методики традиционного арабского языкознания сыграл басриец аль-Халиль ибн Ахмед الخليل بن أحمد, основоположник теории аруда — учения о системе метрического стихосложения, в свете которого моделируются не только просодические явления собственно поэтической речи, но и факты, относящиеся к ритмическому и морфологическому построению арабского слова, где минимальной единицей анализа служит харф حرف — речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов. Аль-Халилю принадлежит словарь «Книга айна», начинающийся с графемы «айн», поскольку слова в нём расположены по артикуляционным характеристикам содержащихся в них корневых согласных в последовательности: гортанные, язычные, зубные и губные; подобный принцип классификации звуков дал основание предположить возможность влияния индийской языковедческой традиции. Аль-Халиль различал 3 аспекта анализа и описания фонетического явления: исходные характеристики, позиционные варианты и изменения звуков, происходящие в процессе образования грамматических конструкций; учёный усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем, введя в арабское письмо так называемые огласовки, сохранившие употребление и поныне при записи Корана, поэтических и учебных текстов.
К этому же времени относится возникновение куфийской школы, основоположником которой считается Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси, создавший, по свидетельству арабских филологов и библиографов, первую куфийскую грамматику арабского языка; ему же приписывают трактат «Книга о единственном и множественном числе».
Басрийский грамматист 2‑й половины 8 в. Сибавейхи سيبويه создал трактат «Книга» — первую дошедшую до нас грамматику классического арабского языка, которая даёт систематическое изложение норм языка и, судя по имеющимся в ней многочисленным ссылкам, отражает концепцию и результаты исследовательской работы предыдущих поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. В А. я. т. вырисовываются основные аспекты грамматического анализа языка: ан-нах̣в النحو — учение о словоизменении имени и глагола, ас̣-с̣арф الصرف — учение о словообразовании и фонетических изменениях, происходящих в процессе образования грамматических конструкций, или махаридж аль-хуруф مخارج الحروف — учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах. При анализе и описании словообразовательных процессов широко применяется метод моделирования, разработанный в теории аруда; отсюда построение системы словообразовательных моделей, известных в арабистической литературе под названием породы. Словоизменительные явления изучаются с точки зрения как формы, так и значения; установление нормативности словоформ сопровождается выявлением их собственно языковой (функциональной) семантики.
К концу 8 в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, который в значительной степени определил исследовательские принципы куфийской школы. Из его работ до нас дошёл «Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа», содержащий важные диалектологические сведения.
В конце 8—9 вв. басрийские филологи аль-Ахфаш аль-Асуат, Абу Усман аль-Мазини, аль-Мубаррад, куфийские филологи Абу Закария Яхья ибн Зияд аль-Фарра, Ибн ас-Сиккит, ас-Салаб и другие занимались комментированием «Книги» Сибавейхи. Зарождается арабская лексикография; появляются «Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в т. ч. и древнеарабской. Оживлённо обсуждаются вопросы грамматики, о чём свидетельствуют споры, возникавшие между представителями басрийской и куфийской школ, отразившиеся, в частности, в работе багдадского филолога Ибн аль-Анбари «Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и куфийцами», где автор рассматривает 121 проблему. Споры эти, однако, не затрагивают концептуальных основ А. я. т.; общими остаются основные принципы анализа языка: объектом исследования является арабская поэтическая и прозаическая речь в устной и письменной формах, а предметом — нормативность языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة). Различаются неизменяемые и изменяемые формы, соответственно описываемые в терминах аль-бина̄ʼ البناء (основообразование) и аль-ʼиʻра̄б الإﻋﺮﺍﺏ (словоизменение). Изменяемые слова подвергаются формальному и функциональному анализу, в процессе которого выявляются факторы, обусловливающие функционирование словоформ. Нормативность языковых форм и их употребления определяется на основе ас-сама̄ʼ السماع (отмеченности в арабской речи) и ал-к̣ийас القياس (закона аналогии). Часть споров между басрийцами и куфийцами относится к оценке степени правомерности применения метода аналогии для выведения грамматического правила.
К началу 10 в. окончательно устанавливаются понятийный аппарат и терминология грамматического анализа, основные положения грамматической теории приводятся в систему. Этап формирования арабских грамматических учений как самостоятельного раздела А. я. т. завершается. Это способствует выделению лексикологических исследований в особую научную дисциплину (ʻилм ал-луг̣а علم اللغة).
В 1‑й половине 10 в. в багдадской школе развивается третье направление А. я. т., связанное с развитием грамматических учений в трудах Ибн Джинни, который в книге «Особенности арабского языка» освещает наряду с грамматическими собственно лексикологические вопросы связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения слова и его употребления. Ибн Джинни экспериментально определил, в каком количественном отношении реализован в лексике арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов. Значительный круг языковедческих вопросов освещен в работах Ибн Фариса («Книга о лексических нормах», «Предания арабов о своей речи», «Краткий очерк о лексике»), среди них вопросы об объёме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике, о связи обозначающего и обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.
В 11 в. вычленяются дисциплины, изучающие нормы выразительной речи. Различаются 2 аспекта речеобразовательного процесса: соблюдение правильности языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة) и достижение совершенства речевых образований (аль-бала̄га البلاغة). Первое изучается науками о грамматике и лексике, второе — науками о смысле (ʻилм аль-маʻа̄нӣ علم المعانى), о тро́пе (ʻилм аль-байа̄н علم البيان) и о красноречии (ʻилм аль-бадӣʻ علم البديع). Предметом науки о смысле (её основоположник — аль-Джурджани) становятся высказываемое и средства адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения) выражения смыслового содержания.
В 11—13 вв. продолжается работа по усовершенствованию описания грамматики и лексики. Трактат аз-Замахшари الزمخشري «аль-Муфас̣с̣аль» المفصل содержит подробное изложение арабской грамматики, работа Маухиба аль-Джавалики الجواليقي «Разъяснение иностранных слов» كتاب المعرب посвящена выделению заимствований в арабском языке, работа ас-Салаби «Учение о лексике и познание сокровенного в арабском» представляет собой словарь с классификацией лексики на понятийной основе.
К этому времени относится и деятельность андалусской школы, среди представителей которой Мухаммед ибн Малик, автор стихотворного грамматического трактата «Тысячница», и Ибн Сида ابن سيده, составитель тематического словаря «аль-Мухас̣с̣ас̣» المخصص, в предисловии к которому он подробно освещает лексикологические и семасиологические вопросы.
После завоевания Багдада монголами и ослабления влияния арабов в Испании центр арабской науки перемешается в Египет и Сирию. Значительные языковедческие работы создают филологи 13 в. Ибн Яиш и Ибн аль-Хаджиб, филологи 14 в. Ибн Хишам и Ибн Акиль и филолог 15 в. ас-Суюти, автор работы «Лира словесных наук и их разновидностей», где собраны и изложены взгляды представителей А. я. т. по различным проблемам арабской грамматики и лексикологии.
Представители А. я. т. в Египте и Сирии направляют свои усилия главным образом на комментирование ранних филологических трактатов и более доступное изложение языковых норм в соответствии с возрастающими масштабами обучения арабскому литературному языку. Это направление особенно развивается в 19—20 вв., в период значительного подъёма в культурной жизни арабских народов.
А. я. т. — законченное учение, вобравшее научные идеи своей эпохи, в формировании которых известную роль играло наследие древнегреческих и древнеиндийских традиций. А. я. т., в свою очередь, оказала влияние на средневекового тюрколога, лексикографа Махмуда Кашгари; её методы применялись ещё в 11 в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического исследования (понятия корня, внутренней флексии и аффиксации) были заимствованы при некотором преломлении европейским языкознанием 18—19 вв. Моделирование просодического и словообразовательного построения слова, анализ его лексического значения, различение формы и значения и разграничение плана содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное) значения, изучение высказываемого и адекватного ему построения речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и ситуативного контекста, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к исследовательским идеям А. я. т., определившим её место в истории лингвистических учений.
Г. М. Габучан.