один из кушитских языков (восточная группа). Распространён в Сомалийской Демократической Республике, где, наряду с арабским, является официальным языком, на юге Джибути, на востоке Эфиопии и северо-востоке Кении. Общее число говорящих 6 млн. 840 тыс. чел. Основные диалекты: исак, исса, дарод, хавия и дигиль.
Консонантизм сомали отличается отсутствием глоттализованных и лабиализованных фонем и наличием церебрального d̨; фонологически релевантна геминация. В сомали 20 гласных фонем, образующихся в результате наложения на обычный ряд a, e, i, o, u ещё двух фонологических противопоставлений — по долготе и продвинутости вперёд по месту образования. Имеется гармония гласных; невозможно зияние, а также стечение двух согласных в крайней позиции. 4 смыслоразличительных тона. Словесное ударение свободно. Для имени характерны категория рода (мужской и женский), числа (единственное и множественное), падежа (номинатив, вокатив, приименной генитив и приглагольный общекосвенный), состояния (абсолютное, определённое и указательные) и личной притяжательности (притяжательный суффикс при обладаемом выражает род, число и лицо обладателя). Прилагательные выделяются как особая часть речи. Личные местоимения делятся на самостоятельные (эмфатические) и предглагольные — субъектные и объектные. В глаголе различаются категории лица/числа субъекта, залога, времени, наклонения, статуса (аффирматив/негатив), глагольного падежа (предикатив, релятив, общекосвенный) и рематизации. Словообразовательные средства — суффиксация и словосложение, словоизменительные — суффиксация, префиксация (редко в глаголе) и редупликация. Отличительная черта синтаксиса — наличие в предложении единого глагольного комплекса, состоящего из предглагольных частиц («индикаторов», служащих показателями отрицания, рематизации, субъекта, времени и др.) и глагола, остальные члены предложения располагаются свободно; определения следуют за определяемым. В лексике много арабских заимствований.
Письменность на основе латинской графики введена в 1973. На сомали ведётся обучение в средней школе, осуществляется радиовещание, издаётся периодика.
Т. Л. Ветошкина.